Пионер в технологиях. История истребителя Saab 35 Draken, созданного для войны с Россией
Draken мог взлетать с импровизированных взлетных полос, был оптимизирован для перехватов самых быстрых самолетов СССР. Шведский самолет был грозным оружием с ракетами Sidwinder и бомбами.
Saab 35 Draken, новаторский истребитель времен Холодной войны, стал ответом Швеции на растущую угрозу со стороны СССР. Первый западноевропейский самолет со сверхзвуковыми возможностями, Draken также стал пионером конфигурации двойного дельтавидного крыла и первым, кто выполнил маневр "кобра".
Фокус перевел статью Майи Карлин о шведском истребителе Saab 35 Draken, который создавали для боевых действий против СССР.
Разработанный с учетом уникальных требований шведской системы авиабаз Bas-60, он мог взлетать с импровизированных взлетно-посадочных полос и был оптимизирован для перехватов самых быстрых самолетов, развивая скорость до 2,0 Маха. Вооруженный Sidewinder, ракетами и бомбами, Draken мог нести полезную нагрузку в 2,9 тонны.
Несмотря на то, что этому самолету так и не суждено было поучаствовать в боевых действиях, до 2009 года была произведена 651 единица, выполнявшая различные функции, включая тренировочные, и ставшая значимым экспонатом в истории военной авиации.
Saab 35 Draken: пионер сверхзвуковых скоростей и маневра "кобра"
Saab 35 — один из многих истребителей, созданных во время Холодной войны для борьбы с растущей агрессией СССР против Запада.
Когда Швеция впервые показала свой истребитель Draken, он сразу же побил множество рекордов. Он стал первым западноевропейским самолетом со сверхзвуковыми характеристиками и первым, преодолевшим звуковой барьер.
Кроме того, Draken стал первым в истории боевым самолетом с крылом типа "двойной треугольник" и первым самолетом, выполнившим маневр "кобра".
Таким образом, несмотря на то, что Saab 35 уже можно считать устаревшим реликтом, он заслуживает уважения как со стороны любителей авиации, так и со стороны военных экспертов.
Истребитель "Дракен" — обзор возможностей
После Второй мировой войны шведские власти осознали необходимость создания сверхзвукового истребителя, способного вести догфайты и перехватывать бомбардировщики на больших высотах.
Для начала Шведское управление оборонных возможностей сформулировало конкретные требования к платформе.
Предполагалось, что новый бомбардировщик будет летать на скоростях, превышающих 1,3-1,5 Маха (в два раза больше скорости звука), но впоследствии эта оценка была повышена до 1,7-1,8 Маха, а в перспективе и до 2,0 Махов.
Характеристики и возможности Saab 35 Draken
Пожалуй, самым важным было то, что шведские инженеры хотели получить самолет, способный взлетать с уникальной системы авиабаз Bas-60. Эта система заключалась в создании 70 небольших авиабаз по всей Швеции для эксплуатации истребителей с дорог общего пользования в случае возможного советского нападения.
Такие "базы военного времени" требовали нетрадиционных взлетно-посадочных полос, поэтому новая платформа должна была быть способна действовать в жестких условиях.
Draken был оптимизирован для высокоскоростных полетов и мог развивать максимальную скорость в 2,0 Маха, чего не удавалось достичь ни одному из западноевропейских самолетов того времени. Что касается вооружения, то на платформе размещалось до четырех ракет класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 Sidewinder.
Кроме того, на Saab 35 Draken можно было разместить множество ракет и бомб. В целом шведский самолет мог нести почти 2,9 тонн полезной нагрузки.
Из-за дельтавидного крыла и отсутствия хвоста планер Draken был относительно неустойчив. Чтобы лучше обучить пилотов избегать сваливания во время полета, был изобретен печально известный маневр "кобра".
Как подробно описано в журнале The Aviationist, "при выполнении "кобры" самолет внезапно поднимает нос до вертикального положения (или выше), а затем опускает его обратно в обычную плоскость полета, сохраняя более или менее одинаковую высоту на протяжении всего маневра".
В блокбастере "Топ Ган" герой Тома Круза неоднократно использовал "кобру", чтобы занять атакующую позицию по отношению к самолетам противника. "Просто нажми на тормоз, и они пролетят мимо", — говорит Мэверик в знаменитой сцене.
Сколько было выпущено Saab 35 Draken?
За годы своего существования компания Saab произвела в общей сложности 651 Draken, последний из которых сошел с конвейера в начале 2000-х годов. До 2009 года США использовали дюжину бывших датских Saab 35 в качестве учебных самолетов. Австрия также летала на "дракенах", оснащенных внутренними орудиями вместо ракет "воздух-воздух".
Хотя шведская платформа никогда не участвовала в реальных боевых действиях (как и большинство военных систем, созданных Стокгольмом), она так или иначе представляла собой грозный планер.
Об авторе
Майя Карлин — автор статей о национальной безопасности для The National Interest, является аналитиком Центра политики безопасности и бывшим научным сотрудником имени Анны Соболь-Леви в IDC Герцлия в Израиле. Ее статьи публикуются во многих изданиях, включая The National Interest, Jerusalem Post и Times of Israel. Вы можете следить за ней в Х (Twitter): @MayaCarlin.