"Пасынок" советской авиации: почему МиГ-23 был ужасным самолетом
Советский МиГ-23 получился ужасным самолетом со множеством недостатков. Построенный для замены МиГ-21 и предназначенный для борьбы с американским F-4 Phantom, МиГ-23 вместо этого стал "паршивой овцой" в семействе истребителей советской разработки.
МиГ-23 (Flogger по классификации НАТО), предназначенный для замены МиГ-21 и противостояния с американским F-4 Phantom, в реальных боях принес разочарование.
Фокус перевел статью Кристиана Д. Орра о советском истребителе МиГ-23.
- Несмотря на то, что на бумаге МиГ-23 был передовым самолетом с крылом изменяемой стреловидности и способностью поражать цели за пределами видимости, он был дешево сделан с прицелом на экспорт, сложен в управлении и дорог в обслуживании.
- Боевой послужной список МиГ-23 крайне неудовлетворителен: многочисленные потери в боях с израильскими, иранскими, египетскими и американскими самолетами. Несмотря на эти недостатки, МиГ-23 оставался на вооружении в течение десятилетий и до сих пор используется несколькими государствами.
МиГ-23 – ужасный самолет, и у ВС США, к счастью, нет истребителя, который мог бы сравниться с ним в этом отношении. Пожалейте бедный МиГ-23. Построенный для замены устаревшего – образца 1955 года – МиГ-21 Fishbed и предназначенный для борьбы с американским F-4 Phantom, МиГ-23 вместо этого стал пресловутым "пасынком" истребителей советской разработки.
Вместо того чтобы оправдать свое натовское кодовое название "Flogger" (хлыст) в реальном воздушном бою, самолет гораздо чаще оказывался в роли жертвы пресловутой порки.
МиГ-23: рисовали на бумаге…
На бумаге МиГ-23 казался не таким уж плохим самолетом. На самом деле, изменяемая геометрия крыла и современные системы радиолокации и управления огнем делали его достаточно продвинутым самолетом, когда он был впервые представлен в 1970 году и начал поступать на вооружение в 1971 году.
Особое внимание летчиков привлекала возможность перехвата за пределами видимой дальности (BVR) с помощью мощных бортовых датчиков. Кроме того, истребитель имел надежное шасси, которое позволяло ему взлетать с коротких, удаленных взлетно-посадочных полос.
…Но забыли про овраги
Однако советская сторона изначально создавала МиГ-23 как дешевый экспортный истребитель и поэтому не приложила должных усилий и контроля качества, которые ожидались бы от истребителя, предназначенного в первую очередь для защиты драгоценной "Родины".
Советская военная промышленность, безусловно, не испытывала недостатка в заказчиках МиГ-23, поскольку его покупали не только все страны-члены Варшавского договора, но и целый список официальных союзников коммунистов, а также стран так называемого Движения неприсоединения (ДН) по всему миру. В этот список клиентов входили Алжир, Куба, Индия, Северная Корея и Сирия.
На ум приходит фраза "скупой платит дважды": самолет, по сообщениям, был сложным в управлении и дорогим в обслуживании, а его двигатели имели короткий срок службы. Еще одна проблема – боевой послужной список этой птицы. Как отмечает старший редактор Питер Сучиу:
"Здесь нет никакой двусмысленности: МиГ-23 может похвастаться длинным, хорошо задокументированным и глубоко позорным послужным списком. Масштабы его неудач слишком велики, чтобы перечислять их в деталях, но вот несколько основных моментов. Более десятка сирийских истребителей МиГ-23 были сбиты израильскими F-15 и F-16 во время арабо-израильских войн. Иракские истребители МиГ-23 еще хуже противостояли иранским во время ирано-иракской войны: по некоторым данным, Ирак потерял до полусотни истребителей F-14, F-5 и F-4. Во время ливийско-египетской войны египетские истребители МиГ-21 во всем превосходили ливийские МиГ-22, а два таких истребителя были уничтожены двумя американскими F-14 Tomcat во время стычки в Тобруке в 1989 году".
Во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году один удачливый пилот МиГ-23 ВС Ирака (IqAF) добился по крайней мере символического успеха, повредив ракетой Р-24Т F-111 Aardvark, когда американский истребитель-бомбардировщик выполнял бомбардировочную операцию.
Aardvark все же удалось благополучно вернуться на базу, и эта частичная победа была слабым утешением для IqAF на фоне семи МиГов-23, которые они потеряли в боях "воздух-воздух" с F-15C.
Долгая жизнь МиГ-23
Несмотря на недостатки конструкции и поражения в боях, МиГ-23 продолжил свое существование. В период с 1967 по 1985 год русские построили 5000 МиГов всех типов, и ВС России оставили их на вооружении до 1999 года.
К тому же он до сих пор остается на вооружении Анголы, Эфиопии, Северной Кореи и Сирии.
Технические характеристики (МиГ-23МС)
- Экипаж: 1 летчик
- Длина: 16,7 метра
- Размах крыла: 13,9 метров при минимальном отклонении; 7,7 метров при максимальном отклонении
- Высота: 4,82 метра
- Маса пустого воздушного судна: 10,2 тонны
- Максимальная взлетная масса: 17,8 тонн
Вооружение: одно двухствольное 23-мм оружие ГШ-23Л; шесть ракет "воздух-воздух" (комбинация ракет ближнего радиуса действия с инфракрасным наведением AA-2 "Atoll" или AA-8 "Aphid" и ракет средней дальности AA-7 "Apex")
- Двигатель: один турбореактивный Р-29-300 Туманского тягой около 12473 кг;
- Максимальная скорость: приблизительно 2,4 Маха (2499 км/ч);
- Параметры стреловидности крыла: 16, 45 и 72 градуса; регулируется в полете.
Об авторе
Кристиан Д. Орр – бывший офицер ВС, сотрудник федеральных правоохранительных органов и частный военный подрядчик (работал в Ираке, Объединенных Арабских Эмиратах, Косово, Японии, Германии и Пентагоне). Крис получил степень бакалавра в области международных отношений в Университете Южной Калифорнии (USC) и степень магистра в области разведки (с уклоном в изучение терроризма) в Американском военном университете (AMU). Он также публиковался в журналах The Daily Torch и The Journal of Intelligence and Cyber Security.