Замена F-22 и F/A-18 на паузе. Что пошло не так с разработкой истребителей будущего NGAD
Амбициозная программа Воздушных сил США имеет целью создать самолет 6 поколения стоимостью около 300 млн долларов за единицу. Однако сейчас все больше топ-чиновников заявляют, что происходит переформатирование программы, что ставит под угрозу замену Raptor и F/A-18 Super Hornet.
США имеют две крупные программы по разработке истребителей 6 поколения — NGAD и F/A-XX. Однако в последние недели в СМИ все больше новостей отчитывались о все более туманном будущем разработок. Фокус собрал, что известно о самолетах.
Что известно о программах NGAD и F/A-XX
Американская армия должна сохранить доминирование в воздухе и готовиться к потенциальному конфликту с Китаем. Для этой цели в Штатах начали программу NGAD, которая состоит не только из самолетов. Она предусматривает разработку двигателя нового поколения, семейство беспилотников Combat Collaborative Aircraft, а также новейшее вооружение, датчики и РЭБ. Изначально задумывалось, что самолеты NGAD придут на замену самолетам F-22 Raptor пятого поколения.
Ранее Военно-морские силы США были частью проекта NGAD, но они решили создать собственный самолет F/A-XX, который должен заменить F/A-18 Super Hornet. Сотрудничество с Воздушными силами при этом сохраняется, а самолет будет иметь конструкцию с широким крылом, два воздухозаборника, а также два двигателя. Планируется использование F-35C с F/A-XX как две платформы для ВМС США.
Обе разработки являются очень дорогими. Один самолет NGAD будет стоить ориентировочно 250-375 млн долларов. Еще в первой половине 2024 года от военных шли положительные новости, что разработка идет по плану. Планировалось, что ВС США выберут производителя для NGAD уже в этом году. На это претендовали Boeing и Lockheed Martin.
Первые звоночки — что пошло не так с NGAD
Во время мероприятия Ассоциации воздушно-космических сил у генерала Дэвид Олвина спросили, возможна ли реализация NGAD в нынешнем виде, и будут ли изменения в ближайшие годы. Ответ был неопределенным.
"Нам придется делать выбор и принимать решения по всему ландшафту. Возможно, это произойдет в ближайшие несколько лет или в цикле POM (Program Objective Memorandum) 2026 года. Все это в работе", — ответил Олвин 16 июня.
Воздушные силы планируют 2026 финансовый год и он будет "очень, очень тонким" из-за дорогостоящей программы межконтинентальной баллистической ракеты ICBM, которая уже перевалила за 10 млрд долларов.
В начале июля министр Воздушных сил Фрэнк Кендалл заявил, что программа NGAD очень дорогая, она примерно втрое дороже F-35. Поэтому армия может позволить себе лишь ограниченное количество самолетов 6 поколения.
"Концепция семейства систем Air Dominance следующего поколения жива и здорова. Я могу вам сказать, что мы рассматриваем концепцию дизайна платформы NGAD, чтобы увидеть, правильная ли это концепция или нет. ... Мы ищем, сможем ли мы сделать что-то менее дорогое и достичь определенных компромиссов", — пояснил Кендалл.
Он не стал уточнять, какие именно компромиссы имеются в виду. В итоге комментарии министра ПС США добавили еще больше вопросов для экспертов. Будущее NGAD становится более туманным. Особенно на фоне того, что бюджетный запрос на 2025 финансовый год предусматривает увеличение финансирования NGAD.
F-22 Raptor — выход на пенсию отменяется?
Еще одним тревожным звоночком стало заявление генерала Кеннета С. Вильбаха 10 июля. Он заявил, что истребитель F-22 Raptor не имеет замены и планируется его модернизация.
"Откровенно говоря, нет замены F-22. Это фантастический самолет. Мы планируем несколько модернизаций реактивного самолета, пока нет официальной замены F-22", — сказал он.
Но при этом офицер заявил, что юристы ему посоветовали слишком много не говорить о NGAD. Большая часть работ остается непубличной. Армия хочет снизить стоимость одного истребителя.
Здесь стоит добавить контекста, что Воздушные силы США уже несколько лет хотят списать 32 истребителя F-22 Raptor Block 20. По мнению военных, проще списать самолеты, чем модернизировать их до уровня Block 30/35. Освободившиеся средства планировалось перенаправить на другие программы. Сейчас Block 20 используют для учений и испытаний. Однако законодатели уже не впервые блокируют планы списать самолеты 5 поколения. Есть закон, который запрещает "вывод на пенсию" F-22 до конца 2027 года.
Теперь же Вильбах утверждает, что Block 20 имеет большое значение для тренировок и в случае чрезвычайной ситуации их можно будет использовать для боевых задач.
ВМС США рискуют остаться без F/A-XX
Последним событием вокруг NGAD стало потенциальное сокращение финансирования F/A-XX сразу на 90%. Запрос ВМС США составлял 453,828 млн долларов на 2025 финансовый год, а Комитет Сената по вооруженным силам предлагает выделить лишь 53,828 млн долларов. Если сравнить с текущим годом, то ВМС имеют 1,53 млрд долларов. Сокращение объяснили тем, что Военно-морские силы хотят сосредоточиться на других приоритетах. Однако в долгосрочной перспективе военные "остаются преданными" F/A-XX. В конце 2023 года разработка F/A-XX перешла на стадию разработки по совершенствованию концепции.
"Итак, если вы посмотрите на F/A-XX или другие программы X [следующего поколения], мы сознательно пошли на риск в графике [разработки] этих программ, чтобы определить приоритетность этих ключевых инвестиций — будь то готовность, или инвестирование в наших людей, или подводная среда, чтобы убедиться, что мы реализуем эти программы", — сказал заместитель министра ВМС Эрик Рейвен еще в марте.
На фоне всего этого стоит вспомнить о Китае. В начале 2023 года появились кадры с рендером того, как будет выглядеть будущий истребитель Китая. Самолет получил сложную форму треугольника с большим размахом крыльев. В публичном пространстве мало информации о характеристиках и особенностях китайского самолета 6 поколения. Однако известно, что КНР стремится обойти в гонке технологий и первым создать новейший истребитель.