Невидимые и супербыстрые: кто быстрее создаст истребитель будущего - США, Китай или Европа

6 поколение истребителей, авиация будущего
Фото: коллаж Фокус | Известные проекты истребителей 6 поколения

Пока часть стран переходит на истребители 4 или 5 поколения, ряд передовых стран уже думают об авиации следующего поколения. США, Китай, Франция, Великобритания, Япония и другие уже скооперировались или разрабатывают истребители самостоятельно.

Пока значительная часть стран перевооружается на истребители пятого поколения несколько государств в мире уже по полной работают над самолетами шестого поколения. Цель — иметь преимущество в воздухе и доминировать над потенциальным врагом. Фокус разобрался, что разрабатывают в США, Европе и Азии.

Соединенные Штаты — два проекта на страну

США имеют самый большой военный бюджет в мире, который составляет 886 миллиардов долларов в 2024 финансовом году. Поэтому американская армия имеет сразу два проекта истребителей 6 поколения:

  • FA-XX;
  • NGAD (Next Generation Air Dominance).

В этом году Департамент Воздушных сил США должен заключить контракт на проектирование и производство истребителя следующего поколения в рамках секретной программы Воздушного доминирования. Кандидатами на производство называют три компании — Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman. Стоимость одного самолета должна составлять несколько сотен миллионов долларов.

авиация сша, воздушные силы сша Fullscreen
Истребитель NGAD
Фото: US Air Force

Пока вся информация о характеристиках и возможностях NGAD держится в секрете. Однако NGAD должен быть многоцелевым, что означает возможность ведения воздушного боя, поражать цели на земле и преодолевать большие расстояния со значительным запасом оружия на борту. NGAD должен заменить истребители F-22 Raptor. Ранее Военно-морские силы были частью программы NGAD. Сейчас они создали собственный проект, но сотрудничество с Воздушными силами остались. Проект должен поступить в строй до 2030 года. Особенностью NGAD является то, что это не истребительная программа в традиционном смысле. Речь идет о целом семействе летательных аппаратов как пилотируемых, так и беспилотных. Будет связка летательных аппаратов 6, 5 и 4 поколений для обеспечения воздушного доминирования.

FA-XX — это программа разработки истребителя для замены F/A-18 Super Hornet в Военно-морских силах США. Он будет иметь конструкцию с широким крылом, два воздухозаборника, а также два двигателя. Сейчас все изображения в открытом доступе являются лишь "заполнителями". Никаких деталей о будущем внешнем виде нет, кроме описания, что выше.

истребитель будущего, вмс сша Fullscreen
FA-XX концепт
Фото: Lockheed Martin

"Его конкретные возможности и технологии находятся на стадии разработки, однако анализ показывает, что он должен иметь большую дальность и большую скорость, включать пассивные и активные сенсорные технологии и иметь способность использовать оружие большей дальности, запрограммированное на будущее. Поскольку Super Hornets выводятся из эксплуатации, комбинация F-35C и FA-XX обеспечит возможности тактического истребителя ВМФ в составе авианесущего крыла", — заявили в ВМС.

В итоге будущая доминация армии США будет достигаться благодаря связке самолетов NGAD, FA-XX, ведомых БПЛА, роев дронов, бомбардировщиков B-21 и других систем.

Китайская темная лошадка

Китай имеет свой засекреченный проект истребителя шестого поколения. О нем известно мало информации. Китайские СМИ писали, что КНР стремится обойти США в разработке самолета 6 поколения. Ее особенностью, как и у "одноклассников" является отсутствие хвостового оперения, которое нужно для повышения управляемости самолета.

истребитель 6 поколения, истребители кнр Fullscreen
Кадр из видео из китайских соцсетей

В начале 2023 года в соцсетях показали кадры с рендером будущего истребителя. Самолет получил сложную форму треугольника с большим размахом крыльев. На выставке Airshow China 2022 компания AVIC продемонстрировала концептуальную модель истребителя нового поколения. Бесхвостовая конструкция даст истребителю превосходную скрытность, большую подъемную силу, дальность полета и меньший расход топлива благодаря улучшению аэродинамики.

Великобритания, Италия и Япония — проект GCAP

Разработка истребителей — это чрезвычайно дорогая программа, поэтому в Европе есть два проекта, в который вошло по несколько стран. Проект GCAP или Global Combat Air Program нацелен создать истребитель шестого поколения как для внутренних нужд, так и для поставки на экспорт. Поступать в строй самолеты должны на 5 лет позже американских. С 2025 года начнется фаза разработки, а с 2035 — поставки в армии.

истребители будущего, авиация будущего Fullscreen
Самолет проекта GCAP должен начать поступать на вооружение в 2035 году
Фото: BAE Systems

Разработку поделили между тремя странами для уменьшения затрат и ускорения разработки. В Великобритании будет располагаться штаб-квартира, гендиректором станет японец, а итальянец возглавит бизнес-структуру. В программе участвуют такие компании:

  • BAE Systems — Великобритания;
  • Leonardo SpA — Италия;
  • Mitsubishi Heavy Industries — Япония.

В Королевских Воздушных силах истребитель получит название Tempest, а Япония планирует создать на базе GCAP собственный самолет F-X. Двигатели для самолета разрабатывают японская IHI и британская Rolls Royce.

К британско-итальянско-японскому проекту хочет присоединиться Саудовская Аравия, но Токио видит в чем угрозу. У саудитов есть только деньги, но нет высокотехнологичной авиаотрасли. К тому же это повысит политический вес Саудовской Аравии, без разрешения которой нельзя будет продавать самолет третьей стране.

Самый проблематичный в тройке — проект FCAS

Второй европейский проект FCAS (Future Combat Air System) объединил Францию, Германию, Испанию и с недавних пор Бельгию. Вокруг него были политические сложности между Берлином и Парижем. В частности, несмотря на намерения участвовать в проекте, французские политики не ожидают появления самолета в строю раньше 2045-2050 годов. Поэтому они планируют начать модернизацию Rafale, чтобы 25 лет до появления FCAS иметь передовую авиацию.

Важно
Европейские проекты танка будущего и истребителя могут не состояться, — парламент Франции

Предыдущая попытка французов и немцев вместе с другими союзниками вылилась в выход Парижа из проекта. Вместо этого появился Rafale компании Dassault. А остальные страны создали Eurofighter Typhoon.

самолет 6 поколения, истребитель 6 поколения Fullscreen
Рендер истребителя FCAS

В ноябре 2023 года к проекту присоединилась Бельгия. FCAS должен стать путем к построению безопасного и процветающего будущего на фоне угроз в регионе. Пока неизвестно, какую роль будет играть Бельгия. Однако не исключено, что они присоединятся на втором этапе проектирования истребителя. Против участия бельгийцев выступил французский производитель Dassault. Дело в том, что Воздушные силы выбрали американские F-35, а не французские Rafale для замены F-16. Сейчас участие в FCAS принимают:

  • Dassault Aviation — Франция;
  • Airbus — Франция;
  • Indra Sistemas — Испания;
  • Thales Group — Германия.

Программа предусматривает создание истребителя, вооружения следующего поколения NGWS, а также беспилотники различных типов.

Швеция и Saab

Швеция также имеет собственный истребитель JAS-39 Gripen. Страна вышла из проекта Великобритании, Японии и Италии. Теперь встал вопрос будущего Gripen. Сейчас планируется принять решение о переходе на истребитель следующего поколения до 2031 года. Сейчас рассматривается три варианта:

  • разработать истребитель 6 поколения собственными силами;
  • разработать истребитель в кооперации с кем-то;
  • приобрести для армии готовое решение другой страны.

"Мы имели как двустороннее, так и трехстороннее сотрудничество с Великобританией, а также с Италией по программе FCAS. Мы отошли от этого около года назад и начали некоторые национальные исследования... выясняя, какие возможности нужны в будущем", — заявил один из чиновников.

шведский самолет, истребитель из Швеции Fullscreen
Gripen E — самая современная версия истребителя в составе Швеции
Фото: SAAB

Единственный шведский производитель истребителей Saab уже заявил, что хочет участвовать в программе развития нового самолета. Пока нерешенным является вопрос с самолетами Gripen. По плану, истребители Gripen E должны эксплуатироваться до 2060 года, более старые версии C/D — до 2035-2050 года или еще дольше из-за войны в Украине.

Сейчас Швеция рискует потерять промышленное влияние на требования к дизайну европейских проектов GCAP и FCAS.