Разделы
Материалы

"Шахеды", доллары и Пекин: как Китай тайно помогает производить российские БПЛА (фото)

Дмитрий Лутович
Производство БПЛА в "Алабуге" | Фото: Скриншот

Полномасштабная война Российской Федерации против Украины показала, что беспилотные системы стали одним из ключевых инструментов ведения современной войны. По данным журналистских расследований, именно Китай сегодня играет ключевую роль в обеспечении российского военно-промышленного комплекса комплектующими и технологиями, необходимыми для массового производства дронов.

После того как Иран передал России чертежи, программное обеспечение и технологии производства беспилотников Shahed-136, Россия построила крупномасштабную логистическую сеть для собственного производства ударных БПЛА. При этом в процесс активно включились китайские компании, так как с началом производства в РФ доля китайских комплектующих резко возросла. По крайней мере 41 компонент имеет китайское происхождение. Об этом подробно говорится в журналистском расследовании Frontelligence Insight от 21 августа.

Авторы материала определили, что китайские компании поставляют России электронику двойного назначения: микросхемы, платы, камеры высокого разрешения, системы спутниковой навигации.

К примеру, в образцах российских дронов, сбитых на фронте — от "Орланов" до "Ланцетов" и FPV-дронов — регулярно выявляются китайские компоненты.

Отдельные партии включают двигатели для БПЛА и композитные материалы для корпусов. А схема поставок построена через цепочку посредников, включая компании в странах Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, что позволяет обходить западные санкции. Оттуда электроника и механика "растворяются" в серых потоках экспорта и в конечном счете оказываются у российских военных подрядчиков.

Одним из самых узких мест в производстве БПЛА были двигатели и электроника, без которых крупномасштабное производство "Шахедов" было бы невозможно. Для решения этой проблемы Россия создала несколько ООО и посредников для оптимизации закупок и поставок из Китая в промышленных масштабах.

"Шахеды" РФ — участие китайских компаний

Ключевыми игроками стали несколько китайских компаний:

Beijing Micropilot UAV Control System Ltd – поставляет двигатели MD550 (по сути копии немецкого Limbach L550).

Двигатели MD550
Фото: Фото из открытых источников

Limbach Aircraft Engine Co (Xiamen) – производит авиационные двигатели, в том числе L550e, активно используемые в "Геранях" и "Гарпиях". В 2024 году Redlepus экспортировала товаров на сумму более 5,53 млн долларов, и 100% ее экспорта пришлось только на Россию.

Redlepus / TSK Vector – экспортирует двигатели и электронику для ИЭМЗ "Купол".

Juhang Aviation Technology – с 2022 года поставила России комплектующих на 58,4 млн долларов, включая двигатели и электронику.

Jinhua Hairun Power Technology Company Ltd — с июня по август 2024 года она экспортировала 685 609 деталей двигателей, цилиндров и поршневых комплектов компании Drake LLC, российской компании, связанной с производством БПЛА.

Shandong Xinyilu International Trade Co – поставляет углеродное волокно, аккумуляторы, навигационные антенны. С апреля 2024 года по январь 2025 года компания поставила промышленные товары на сумму 6,4 млн долларов.

Mile Hao Xiang Technology Co – двигатели DLE, обнаруженные в дронах "Гербера".

Двигатель DLE60
Фото: Фото из открытых источников

Suzhou Ecod Precision Manufacturing Co – алюминиевые детали и компоненты для корпусов. Компания начала поставки в Россию в августе 2024 года. С тех пор сумм контрактов составляет 1,4 млн долларов.

Деталь с маркировкой ECOD на сбитом российском дроне
Фото: Открытые источники

Shenzhen Jinduobang Technology – аккумуляторы, чипы и электроника, в том числе с пометкой "для СВО".

Российские посредники

Ключевую роль в цепочке играют компании, зарегистрированные в особой экономической зоне "Алабуга":

  • ООО "Дрейк" – импорт двигателей, углеволокна и комплектующих для дронов семейства Shahed.
  • ООО "Морган" – поставки электроники, аккумуляторов и навигационных систем для дронов.
  • ООО "Соллерс Алабуга" и "Алабуга Машинери" – производство двигательных компонентов и привлечение иностранного оборудования.
  • ООО "Алабуга-Волокно" – поставки углеродного волокна, в том числе из Китая.
Схема связей китайских компаний с "Алабугой"
Фото: Открытые источники

Согласно открытым данным, объем китайских поставок в Россию в 2023–2024 годах вырос в несколько раз. Отмечается, что без этих деталей производство российских дронов сократилось бы на десятки процентов. Китайские комплектующие стали фактически незаменимыми, особенно для оптико-электронных систем, применяемых в разведывательных и ударных БПЛА.

Журналисты пришли к выводу, что китайская помощь России в производстве беспилотников — это не частный эпизод, а системный процесс, напрямую влияющий на ход войны. Усиление российской программы БПЛА означает новые угрозы для Украины и ее союзников, а потому противодействие должно быть комплексным — от санкций до ускоренной модернизации собственных дроновых сил.

Напомним, в марте Главное управление разведки Минобороны Украины сообщило, что в течение 2024 года Россия увеличила импорт китайского оборудования для нужд оборонной промышленности. Увеличение поставок связан с усилением международных санкций, ограничивающих доступ к западным технологиям.