Разделы
Материалы

Астрономическая стоимость Rafale: почему ВСУ сложнее получить французские самолеты, чем Gripen (видео)

Елена Бурдейная
Украина договорилась о покупке Rafale у Франции (иллюстративное фото) | Фото: Из открытых источников

Украина договорилась с Францией о покупке 100 истребителей Rafale, но есть вопросы по стоимости сделки и времени на производство новых самолетов, пояснил аналитик. Компания-производитель Dassault Aviation (DSO) имеет очередь на 400 истребителей. Если бы их не было, то Вооруженные силы Украины получили бы французские самолеты в течение четырех лет, а так речь идет о 16.

Компания DSO имеет законтрактованных 230-280 истребителей Rafale, пояснил главный редактор Defense Express и военный аналитик Олег Катков в эфире медиа NV. Кроме того, есть договоренность о еще одной сделке, столь же большой, как с Украиной. Речь идет об Индии, которая хочет получить 114 самолетов. Темпы производства Rafale — 25 в год. Длина очереди — около 400 позиций, и это еще без заказа французских вооруженных сил, прозвучало на видео.

Rafale для ВСУ — комментарий Каткова см. с 10:48

По всем подсчетам получается так, что украинцам ждать 16 лет, отметил аналитик [т.е. речь идет не о 2035 году, как озвучено в соглашении, а о 2041 — ред.]. Один из реальных вариантов получения Rafale, — это открытие новых заводов, и этим уже начала заниматься компания.

"Рафали сейчас разлетаются как горячие пирожки по всему миру. [Срок до 2035 года] может быть связан лишь с тем, компания действительно впервые за полвека открыла новые производственные мощности своих самолетов", — пояснил он.

Второй вариант — локализация производства на своей территории. С этой точки зрения интересен опыт Индии, отметил эксперт. Индия договорилась о 114 самолетов за 10 млрд долл., построит собственное предприятие по сборке этих самолетов и первые изделия получит уже с 2028 года, через три года. Но тогда возникает следующий вопрос — смогут ли в таком же темпе изготавливаться двигатели для французских истребителей. При этом двигатель должен быть исключительно французским — такова стратегия этой страны и производителя. В отличие от, например, шведского Gripen, когда SAAB соглашается на любые изменения. Хотя, возможно и изменение стратегии Франции из-за сложной ситуации, уточнил гость студии.

"Шведский SAAB идет на очень широкую кооперацию, то у DSO политика такова, что конечной все равно должна остаться Франция. Возможно, позиция изменится, но пока так. И с французами на самом деле очень трудно", — сказал он.

Кроме того, Катков затронул вопрос затрат на покупку и эксплуатацию Rafale. По его оценкам, цена одного самолета (включая обучение пилотов, вооружение и сервис) — 225 млн евро. Эксплуатационные расходы в течение 40 лет — еще 450 млн на самолет.

"Надо готовиться просто к астрономическим ценникам. Последняя известная цена Rafale — это 225 млн евро. Я пока не очень понимаю и никто об этом не говорит, за чей счет банкет. Как Украина это сможет себе позволить", — отметил Катков.

Rafale для ВСУ — детали

Отметим, 17 ноября президент Украины Владимир Зеленский посетил Францию и заключил соглашение на покупку 100 самолетов Rafale. Rafale — это многоцелевые истребители 4++ поколения, которые впервые взлетели в 1986 году. Истребители способны лететь со скоростью 2 200 км/ч (около 1,8 Маха), потолок высоты полета — 16,7 км, боевой радиус — до 1800 км. Вооружение — пушка калибра 30 мм, ракеты класса "воздух-воздух" MBDA Meteor, AIM-9, AIM-120, класса "воздух-земля" Storm Shadow / SCALP, AASM Hammer и др.

Напоминаем, военный эксперт объяснил, какие есть проблемы у Gripen из-за решения SAAB использовать компоненты разных производителей.