Разделы
Материалы

Польша собирается с воздушными силами. Перевооружение польской армии идет ускоренными темпами

Богдан Олексюк
Фото: goodfon.ru/user/repman/

Аннексия Крыма и оккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины стали причиной, по которой  польские власти уделяют большое внимание укреплению боеспособности вооруженных сил. Фокус разбирался, как происходит обновление польской армейской авиации – многоцелевых истребителей ВВС и вертолетов ВМС

Истребители просто разваливаются

4 марта польские военно-воздушные силы в результате крушения потеряли третий истребитель МиГ-29 за последние 14 месяцев. Один из этих несчастных случаев закончился смертью пилота, и, хотя до сих пор не было официально объявлено о причинах ни одной из этих аварий, в прессе ссылаются на то, что МиГи "просто разваливаются". Министр национальной обороны Мариуш Блащак назвал приоритетом приобретение "преемников" МиГов-29 и Су-22, до сих пор находящихся на вооружении польской армии наряду с 48 многоцелевыми истребителями F-16 Fighting Falcon, поступившими на вооружение в 2006 году, и другими транспортными самолетами.

После аварий трех машин в эксплуатации остаются еще 28 самолетов МиГ-29. Первые из них поступили в военную авиацию в 1989 году, так что в текущем году завершается третье десятилетие их службы.

До сих пор эти самолеты считались безопасными. Возможно, именно возраст и износ машин стали причиной быстро растущего числа авиакатастроф и аварий. МиГи-29 не были предназначены для такой длительной эксплуатации. Кроме того, в течение многих лет Польша не получает запчасти от российского производителя. Поэтому для ремонта используются компоненты, приобретаемые на вторичном рынке или у посредников.

Польша является одной из трех стран НАТО, которые продолжают эксплуатировать самолеты МиГ-29 и при этом имеет наибольшее их количество. Две другие – это Болгария и Словакия, которые, однако, планируют заменить их истребителями F-16 Block 70 в ближайшие годы.

Польша также в течение многих лет рассматривает возможность приобретения самолета, который заменит 28 оставшихся многоцелевых истребителей МиГ-29 и 18 штурмовых истребителей Су-22. Проблема в том, что, как и в случае с подводными лодками или ударными вертолетами, анализ потребностей и возможностей длится в Польше годами. Очень часто это заканчивается временными решениями и не повышает реальные боевые возможности польских вооруженных сил, замечает Юлиуш Сабак в издании Defence 24. Однако 28 февраля 2019 года министр национальной обороны Мариуш Блащак во время презентации Плана технического перевооружения на 2017-2026 годы заявил: "Мы хотим купить 32 многоцелевых самолета пятого поколения. Я ожидаю от начальника генерального штаба и начальника инспекции вооружений немедленных действий по выполнению этой приоритетной задачи".

Заявление министра, однако, вызывает ряд вопросов. Во-первых, объявление о приобретении самолетов пятого поколения фактически ограничивает доступ только к одному предложению американских истребителей Lockheed Martin F-35 Lightening II, исключая предложенные Польше самолеты поколения 4+.

Во-вторых, число 32 машин соответствует двум эскадральям самолетов Harpia, которые должны заменить две эскадрильи МиГов-29 и одну эскадрилью Су-22, то есть всего 46 самолетов. Это означает не только меньшее количество машин, но и, вероятно, ликвидацию одной из баз, на которой размещаются в настоящее время постсоветские самолеты.

Третья проблема – стоимость этой операции, поскольку F-35 не только стоят намного больше, но и его обслуживание обходится намного дороже, чем F-16, который в настоящее время находится на вооружении польских ВВС.

Решение, однако, принято. В коммюнике, появившемся вскоре после катастрофы МиГа-29 в районе Сточка, министерство национальной обороны сообщало: "Программа HARPIA направлена на решение двух основных задач – расширение возможностей вооруженных сил и обеспечение безопасности Польши и наших пилотов".

Министр национальной обороны также решил назначить полномочного представителя для приобретения современных истребителей в рамках программы Harpia, которая вскоре будет представлена общественности. В интервью для Wiadomości TVP Блащак сказал, что переговоры о покупке самолетов пятого поколения уже начались, однако опыт переговоров в рамках программ Homar или Wisła показывает, насколько много времени они занимают.

Даже если условия контракта удалось бы согласовать в кратчайшие сроки, то на получение разрешения на продажу самолета F-35 в Польшу придется ждать как минимум несколько месяцев. И это только начало пути, который от заключения контракта до поставки самолета может занять от трех до пяти лет, а учитывая количество заказов и скорость доставки, возможно, даже дольше. Так, для заказов от ноября 2018 года срок доставки заканчивается к концу 2023-го.

К этому следует добавить бюджетные возможности министерства национальной обороны, которые в настоящее время ограничены значительными расходами на программу противоракетной обороны "Висла" и приобретение системы мобильных ракетных установок HIMARS.

Следует напомнить, что речь идет о значительных суммах. Сам фюзеляж F-35, по очень оптимистичным оценкам, стоит более $80 млн. К этому нужно добавить затраты на создание необходимой инфраструктуры и значительные эксплуатационные расходы, которые в настоящее время трудно оценить. И тогда все это должно быть умножено на 32.

В период двух выборов 2019 года не стоит рассчитывать на какие-либо целевые резервы. Таким образом, даже если программа Harpia внезапно ускорится под давлением видимых потребностей, в этом деле поляков ожидает сложный, длительный и дорогостоящий процесс.

В сложившейся ситуации открытым остается вопрос, как обеспечить операционные возможности военно-воздушных сил до внедрения новых многоцелевых машин Harpia вместо предельно изношенных МиГов-29. Поскольку череда аварий произошла в короткий период, то, как подсказывает логика, по крайней мере, некоторые из этих инцидентов должны иметь общий источник.

Конечно, в качестве аргумента часто называется возраст истребителей. Некоторое время назад он превысил плановый срок службы этих машин, который должен был составлять не более 20-25 лет, в зависимости от интенсивности налета. Стоит заметить, что самолеты Су-22, являясь более старыми и представляющими технологический уровень примерно на десятилетие более ранний, чем МиГ-29, не пострадали от подобной "эпидемии" авиационных происшествий. Не будем забывать, что на эти самолеты ресурс был продлен после 2014 года еще на десять лет. Очевидно, между методами эксплуатации этих двух конструкций должно быть существенное различие, которое влияет на возникновение летных происшествий.

Хорошо, если бы МиГи-29, отслужившие очень хорошую службу в истории ВВС, не завершили ее печальной серией катастроф, пишет Юлиуш Сабак. Самолеты, которые годами охраняли не только польское небо, но и принимали участие в миссиях НАТО, например, над странами Балтии. Машины, которые так изящно выглядят в небе, заслуживают лучшего и более безопасного конца службы. Нравится нам это или нет, им остается еще несколько лет охранять польское небо.

Тем временем, вместо двух пар реактивных самолетов, готовых к вылету на случай, если бы в воздушном пространстве Польши произошло что-то тревожное, на боевом дежурстве ВВС оставили только одну пару. Это прямой результат серии аварий с участием истребителей МиГ-29. В период приостановки полетов МиГ-29 на дежурстве остается только одна пара многоцелевых самолетов F-16.

Правда, с начала этого года польские пилоты на F-16 охраняют воздушное пространство не только Польши, но и стран Балтии. Их дежурство продлится до конца апреля. И к этому времени они уже 15 раз перехватывали российские самолеты в международном воздушном пространстве над морем вблизи границ балтийских стран.

Вертолеты, которым за тридцать

Давно назревшей является потребность обновления вертолетного парка в составе военно-морских сил. Как сообщает издание Defence 24, в тендере на закупку для ВМС Польши противолодочных вертолетов с возможностью проведения морских спасательных операций было представлено одно окончательное предложение машин Leonardo Helicopters AW101 (известных в Великобритании как Merlin). Если это предложение будет принято, AW101 заменят старые вертолеты Ми-14, срок эксплуатации которых уже значительно превышает запланированное время, а их оборудование не в полной мере отвечает текущим потребностям армии.

Военный авиазавод №1 в Лодзи очередной раз продлевает ресурсы вертолетов Ми-14PŁ и Mi-14PŁ/R, находящихся на вооружении ВМС Польши. Эта процедура коснется двух спасательных вертолета и восьми противолодочных машин. Срок службы этих более чем тридцатилетних вертолетов будет продлен еще на четыре года, завершающие окончательный срок, в течение которого в эксплуатацию должны быть введены новые машины. Однако стоит заметить, что для покупки времени гораздо меньше, поскольку для достижения операционной готовности экипажей нового вертолета потребуется около года. Так что покупка вертолетов будет только началом процесса, а не его концом.

К счастью, в отличие от большинства других вертолетов, находящихся на вооружении, противолодочные вертолеты Ми-14 PŁ прошли процесс модернизации. Они были оснащены навигационными системами и гидроакустическими буями, соответствующими стандартам НАТО, а также современными торпедами MU-90. Спасательные же вертолеты Ми-14PŁ/R были переоборудованы в 2010 году из противолодочной версии на спасательный вариант. Дополнением этого флота являются гораздо более легкие вертолеты W-3WARM Anakonda, которые выполняют спасательные задачи, но их возможности намного меньше, чем у Ми-14, из-за их меньших размеров и, следовательно, меньшей продолжительности полета и количества людей, принятых на борт.

Процесс приобретения новых вертолетов для ВМС был медленным, в ходе которого изменялись требования и количество машин. В 2012 году, когда начался процесс выбора общей вертолетной платформы для всех вооруженных сил, была запланирована покупка 12 морских вертолетов. На момент объявления победителя тендера и выбора предложения Airbus Helicopters в апреле 2015 года речь шла о шести спасательных машинах и восьми противолодочных.

Как известно, покупка Польшей еврокоптеров Airbus Helicopters H225M (EC-725) Caracal была сорвана. В связи с этим, в феврале 2017 года были сделаны шаги по приобретению остро необходимых вертолетов CSAR для спецназа и противолодочных вертолетов с опцией SAR (search and rescue) для ВМС – в общей сложности в 16 машин. И только в 2018 году для спецназа было приобретено четыре вертолета Black Hawk с PZL Mielec. А в ноябре 2018 года PZL-Świdnik была единственной компанией, которая представила окончательное предложение на поставку противолодочных вертолетов Leonardo Helicopters AW101.

Это самый тяжелый и самый большой из вертолетов, которые рассматривались как потенциальные машины для моряков, оснащенный тремя двигателями и способный вместить большое количество людей или оборудования в кабине длиной 6,5 м и шириной 2,5 м. Значительна также высота кабины, составляющая почти 1,9 м.

В полете машина очень устойчива при зависании, что позволяет AW101 не только поднимать на борт потерпевших кораблекрушение, или с большой точностью сбрасывать солдат. Эти вертолеты также служили платформой для снайперов, например, во время миссий по борьбе с пиратством, когда одна высокоточная ракета позволяет уничтожить двигатель катера пиратов или контрабандистов, останавливая его с минимальной угрозой случайных жертв.

Хорошей рекомендацией является количество более 180 машин AW101 различных версий, которые суммарно уже провели более 430 тысяч часов в воздухе, из которых 66 тысяч – в боевых условиях и более 110 тысяч – при выполнении поисково-спасательных работ. Эти вертолеты используют вооруженные силы и спасательные службы таких стран как Великобритания и Италия, которые с самого начала сотрудничают в рамках программы AW101 и стоят за созданием этой структуры, а также Япония, Канада, Португалия, Норвегия и Дания.

Вертолеты AW101 летают в самых разных миссиях, от транспортировки солдат до борьбы с морскими минами и подводными лодками. Они работают в горах Афганистана, в тропических океанах, а также у побережья Канады и за Полярным кругом. Преимуществами AW101 являются безопасность конструкции с тремя двигателями, высокая устойчивость, просторная кабина и значительная дальность полета, достигающая полутора тысяч километров.

Выбор вертолетов AW101 будет также выгоден для польского авиазавода PZL-Świdnik, который уже сегодня производит композитные элементы основной конструкции корпуса, заднюю рампу, обтекатели двигателя и главную приборную панель для машин AW101.

Таким образом, несмотря на высокую стоимость как данного вертолета, так и самолета F-35, польское командование ориентируется на самые современные и надежные модели вооружения.