Понять будущее. Почему Польша к 2050 году станет основной силой в регионе

Фото: rubaltic.ru
Фото: rubaltic.ru

В Польше 100-летие восстановления независимости отмечают не только торжествами, парадами и историческими реконструкциями. Газета Rzeczpospolita публикует цикл статей ученых, экономистов и публицистов под рубрикой "Польша 2050". Перевод одного из материалов, с небольшими комментариями редакции, сделал Фокус

"Конечно, обществу необходимо держаться корней, поскольку они дают уверенность и спокойствие, необходимые в расшатанном мире, но нельзя ехать автомобилем, глядя только в зеркало заднего вида. А современная Польша – это разогнавшийся болид. От направления, который он выберет, и стиля вождения зависит, будут ли через 100 лет наши внуки праздновать очередную круглую дату, или, глотая горькие слезы, вспоминать утраченные шансы, – отмечает редакция Rzeczpospolita. – Вот почему так важно подняться выше нынешних столкновений и вести дебаты о направлениях развития в течение нескольких следующих десятилетий".

"Еще в первой половине XXI века Польша станет основной силой в регионе", – утверждает Джордж Фридман, президент и основатель Geopolitical Futures, а в прошлом – основатель мозгового центра Stratfor. Это одно из самых оптимистических видений будущего страны, среди представленных в цикле "Польша 2050", но оно глубоко аргументировано и показывает понимание процессов, происходящих в Европе и мире.

*******

Чтобы понять будущее, нужно начать с понимания прошлого. Польша находится на Великой европейской равнине, которая простирается от Франции через Германию далеко вглубь России. Эта равнина обширная, плоская и – за исключением некоторых рек – не имеет естественных границ, которые могли бы обеспечить защиту для отдельных стран. Поэтому это область войн и связанных с ними национальных побед и поражений.

Воссоединение Германии в 1871 году серьезно нарушило баланс сил на равнине. Немцы были сильными экономически, но нестабильными в военном отношении, поэтому они могли бы не выдержать одновременную и скоординированную атаку со стороны России и Франции. Чтобы избежать такой ситуации, им пришлось спровоцировать войну, рассчитывая победить Францию или Россию, а затем заключить соглашение с другой из этих стран. И в Первой, и во Второй мировой войне эта стратегия потерпела поражение, что привело к тому, что русские ворвались на Запад, вглубь Германии, гораздо дальше, чем когда-либо прежде, в то время как американцы стали играть постоянную роль в Европе, блокируя поползновения Советов по всей великой равнине.

В двадцатом веке Польша стала полем битвы между немцами и русскими. Суверенным государством в ХХ столетии она была только около 30 лет. Поляки выжили как нация, но у них не было государственности, а нация без государства – это нация, у которой нет выбора. Бывало, что Польша представляла собой могущественное государство на Великой европейской равнине и подчиняла себе судьбы других народов. Случалось также, что ее судьба зависела от других. В этом смысле судьба Польши зависела от силы других народов. Победа или падение других означали победу либо падение Польши.

Германия: сила и слабость

Сегодня в непосредственной сфере интересов современной Польши две страны: Германия и Россия. Самое важное не только для Польши, но и для всей Европы, а в некотором смысле и для всего мира, заключается в том, чтобы эти две силы были ослаблены. После воссоединения в 1990 году Германия стала экономически сильным государством, но слабой в военном отношении. Это может показаться странным в отношении государства, силы которого оказались эффективными и безжалостными, а в какой-то момент доминировали на пространстве от Франции до Волги. Следует, однако, помнить, что в обеих войнах, которые они начали, немцы были безжалостно разгромлены. Их поражение имело две причины.

Поляки выжили как нация, но у них не было государственности, а нация без государства – это нация, у которой нет выбора

Прежде всего, равнина на территории России обширна, и у немецких войск не хватало сил ее преодолеть. Во-вторых, вмешательство извне Европы оказалось решающим в обеих войнах. Сегодня Германия находится в очень опасной ситуации: богатой, но слабой. Эта слабость состоит из двух элементов. С одной стороны, у немцев нет достаточного военного потенциала для защиты, поэтому они основывают свою национальную безопасность на предположении, что никто не нападет на них. Это сомнительное предположение, когда речь идет о Великой европейской равнине. С другой стороны, экономика Германии основана на экспорте, а все экспортеры являются заложниками своих клиентов. Если клиенты не смогут покупать, Германия не сможет продавать, а если Германия не сможет продавать, она будет разрушена. Немцы вышли из обеих войн с большим экономическим процветанием и с большой слабостью. Слабостью, которую, без сомнения, используют другие страны.

Россия: потерянное пространство

Военный потенциал России был ослаблен в стратегическом плане. Россия всегда защищалась благодаря стратегическому пространству. У нее не было – как у немцев – серьезных проблем с двойным фронтом. Большая часть этого пространства была, однако, разделена на части. Страны Балтии принадлежат к НАТО и являются союзниками США. Украиной правят антироссийские силы. Только Беларусь балансирует между Россией и ее противниками. Россия потеряла свои самые сильные военные козыри – пространство и время – и теперь должна компенсировать их непосредственной военной силой.

Препятствием на пути создания военного потенциала является экономика. Во время "холодной войны" русским не удалось построить современную экономику, которая могла бы выдержать большие военные расходы. Необходимость финансирования оборонного комплекса в сочетании с падением цен на нефть стала основным фактором развала Советского Союза. Также после 1992 года в России в этом отношении ничего не изменилось – экономика сохраняет характерные черты "третьего мира", основываясь главным образом на экспорте сырья, особенно нефти, по ценам, которые русские не могут контролировать. С 1945 года они дважды не воспользовались возможностью построить современную экономику, а теперь им приходится сталкиваться с потерей своих сателлитов, обладая такой военной мощью, которую экономически они могут себе позволить.

Европа под опекой США

Эта диспропорция экономических и военных потенциалов – элементов, которые лежат в основе национального государства, затрагивает обоих польских соседей. У одного из них есть сильная экономика (но с очень уязвимыми местами), однако нет эффективной обороны. Второй – экономически слабый, который должен поддерживать военный потенциал, непропорционально высокий по отношению к состоянию экономики.

Бывало, что Польша представляла собой могущественное государство на Великой европейской равнине и подчиняла себе судьбы других народов. Случалось, что ее судьба зависела от других

Недостатки самых больших антагонистов Польши, которые подрывают их силу, создают исторический момент для Польши. Она является не только национальным государством в полном смысле этого слова, но и ее интересы совпадают с интересами мировой державы, Соединенных Штатов.

Казалось бы, у США нет четко намеченной внешней стратегии. Но это неправда – внешняя политика Соединенных Штатов с 1900 года сосредоточена на двух целях. Прежде всего, Северная Америка – это остров. Следовательно, Соединенные Штаты должны контролировать Северо-Западную Атлантику и Восточную часть Тихого океана. После Второй мировой войны американцы получили контроль над Атлантикой, Тихим океаном и другими водами. Во-вторых, цель США – предотвращение ситуации, когда какая-то сила может получить контроль, как над европейским континентом, так и над Россией. Американское господство на море стало возможным из-за отсутствия вражеского флота, и лучший способ избежать конфронтации на море – не строить флот. Между тем, консолидация Европы под единым руководством открыла бы путь к его созданию.

Во время Первой мировой войны Соединенные Штаты вмешались в ее ход через несколько недель после отречения царя. Они поняли, что немецкие войска будут брошены в борьбу против Франции, и англо-французские войска могут быть побеждены. В 1917 и 1918 годах Соединенные Штаты отправили миллион солдат, чтобы предотвратить победу немцев. Аналогичным образом, во время Второй мировой войны, после поражения Франции, США помогли Советскому Союзу заблокировать и ослабить Германию, затем вторглись в Северную Францию и Великую европейскую равнину, чтобы помочь победить Третий Рейх. Во время "холодной войны" США сосредоточились на предотвращении оккупации Советским Союзом всей Западной Европы. На протяжении более 40 лет они были противовесом советским войскам в Германии и других странах.

Этот подход хорошо зарекомендовал себя после 2008 года и российско-грузинской войны, постепенно превращаясь в стратегию, которая сложилась после 2014 года, когда США развернули свои войска в Польше и Румынии. По сравнению с периодом "холодной войны" эти силы были относительно небольшими, но, как и американская тактика, эффективными. В настоящее время Россия относительно слаба, а соседние страны больше не находятся под ее контролем. Однако политика Соединенных Штатов, которая продолжается с 1900 года, остается неизменной: когда в Европе появляется угроза со стороны гегемона, США реагируют.

В настоящее время реализуется идея Междуморья, созданная маршалом Юзефом Пилсудским, которая появилась в оппозиции, как по отношению к Германии, так и к России. Положение на Великой европейской равнине является постоянной угрозой для Польши, поэтому расширение альянса на юг дает ей новые стратегические возможности. Размещение американских солдат в Польше и Румынии обеспечивает Польше не только военную безопасность, но и свободное пространство для развития региональных отношений и для собственной экономики.

Неопределенное будущее Евросоюза

Политика Соединенных Штатов с 1900 года остается неизменной: когда в Европе появляется угроза со стороны гегемона, США реагируют

Германия – не весь Евросоюз, но она играет в нем ведущую роль, а ЕС становится институтом, претерпевающим несвязность. Он остро препирается с Великобританией. Это вторая по величине экономика в Европе, и поэтому отсутствие торговых соглашений с Евросоюзом может нанести, как минимум, такой же ущерб ЕС, как и Великобритании. А соглашение о свободной торговле с Великобританией встретится с небольшим сопротивлением в США. Евросоюз ведет эти переговоры со странным акцентом на запугивание. Он использует эту тактику не только в отношении Великобритании, но и против Италии, Венгрии, Польши и даже Швейцарии, которая не входит в состав Европейского таможенного союза. В то же время ЕС изолирует США, постоянно налагая юридические санкции на американские технологические компании, что может иметь целью сохранение европейского рынка для немецких компаний.

Это следует рассматривать как фундаментальную и неразрешимую проблему для ЕС. Обещая процветание, Евросоюз не обеспечивает его Южной Европе, потому что не имеет даже таких возможностей. Национальные интересы отдельных европейских стран превалируют над международными обязательствами, которые остаются неясными. Важно отметить, что после 2008 года Евросоюз не смог решить проблемы с банками (немецкие банки исключительно слабы в сравнении с другими) или социальные проблемы.

В этой ситуации не только будущее Евросоюза остается неясным, но и то, как немцы будут справляться со слабостью экспорта, нестабильностью внутренней политики или ролью лидера в Европе. Ввиду того, что НАТО больше не является эффективным военным альянсом, поскольку большинство его членов не имеют военного потенциала, трансъевропейские институты находятся в кризисе. Большинство стран считают, что они преодолеют трудности. Учитывая, что за последние десять лет эти трудности не были решены, представляется разумным усомниться в том, что им удастся сделать это в следующем десятилетии.

Примеры из истории

У Польши, таким образом, нет другого выбора, кроме как взять свою судьбу в свои руки. Это национальное государство, полностью суверенное, с социальной стабильностью, отсутствующей в других странах, в которых Брюссель берет на себя право вмешиваться в их суверенитет. Кроме того, есть экономические предпосылки для отношений между Польшей и США.

Следует отметить экономический успех Японии, Германии и Южной Кореи благодаря тому, что эти страны были стратегически важны для США. Развитие этих стран поддерживалось, поскольку они составляли основную часть американской национальной стратегии. В 1950 году, в начале Корейской войны, срочно понадобилось 500 грузовиков, и некогда было переправлять их из Соединенных Штатов. Небольшая японская автокомпания смогла выполнить этот заказ. Ее название было Тоyota, остальное дописала история.

У Польши нет другого выбора, кроме как взять свою судьбу в свои руки

Во всех случаях экономики этих стран находилась в беспорядке, во всех случаях они были необходимы Соединенным Штатам, во всех случаях они становились мировыми экономическими державами. Начиная с покупки местных товаров и найма местных сотрудников, через совместные предприятия, передачу технологий и льготный доступ к американскому рынку – благодаря этому эти три страны возродились. Стратегические военные отношения с Соединенными Штатами имеют очевидные преимущества. Мы уже видим, что это происходит, и это явление станет еще сильнее.

Союзники – старые и новые

В военном плане Германии не существует, но экономически она сильна, хотя также сталкивается с серьезными проблемами. Россия опирается на экспорт сырья, а численность и состав ее вооруженных сил непропорционально велика с учетом состояния экономики. Обе страны дважды теряли свои позиции на протяжении ХХ века и в какой-то мере восстановили свои силы. Однако ни одна из них не может развиваться на основе достигнутых результатах, а стратегия защиты того, что уже достигнуто, скорее всего, не позволит им сохранить свои позиции.

Несогласованность ЕС серьезно угрожает экономике Германии. Это также угрожает другим европейским странам, но Германия может почувствовать это наиболее болезненно, в то время как такие страны, как Польша – предвидящие проблемы и ловко ищущие решения – могут справиться с этими трудностями. Россия не решила основной проблемы, которая привела к свержению царизма, во время Второй мировой войны она почти уничтожила Советский Союз, а в 1992 году привела к его краху. России не хватает институциональных возможностей для создания современной экономики в глобальном масштабе, но она должна иметь современную армию мирового класса.

Польша, наконец, является национальным государством, занимает свое место на Великой европейской равнине и имеет мощного стратегического партнера, а Россия и Германия – ослаблены. Польша оказалась в уникальной ситуации. Следует также помнить, что для поддержания стабильности она должна иметь экономического и военного союзника. Соединенные Штаты могут сыграть здесь какую-то роль, но не решающую. И здесь появляется идея Междуморья, инициатива Трехморья или какая-то другая структура. Это должен быть, однако, союз национальных государств, которые решают присоединиться к нему, потому что это соответствует их интересам, и каждое из них готово нести бремя, не теряя своего суверенитета.

Процесс пошел

Когда такая группа будет создана, а ЕС будет перезапущен заново, Польша станет наибольшей силой из-за размера территории и осознания своей роли. Безопасная на Великой европейской равнине, она станет основным игроком в альянсе двух морей (Балтийского и Черного), а, возможно, также третьего (Адриатического).

Сегодня в непосредственной сфере интересов современной Польши две страны: Германия и Россия

Еще в первой половине XXI века Польша станет основной силой в регионе. Ее влияние распространится на севере на страны Балтии, и на юге – до Черного моря. Это не означает создания какой-то структуры, которая будет находиться под контролем Варшавы – это будут независимые государства, интересы которых будут соответствовать польским. Скорее это будет сфера влияния, а не империя.

Будучи значительным игроком на равнине и мощной силой на севере и юге, а также страной с самым большим населением и самой сильной экономикой, Польша приобретет огромное влияние в регионе. Другие силы, такие как Турция, также укрепятся, а на Балканах будет доходить до известных из истории конфликтов, но Польша сможет их контролировать.

Для государства, которое не было суверенным в течение большей части своего существования, эта перспектива кажется абсурдной. Однако одно из определений геополитики заключается в том, что сверхдержавы возникают и приходят к упадку. В ХХ веке мы видели, как Великобритания потеряла свою империю и стала второстепенной силой; мы видели, как Соединенные Штаты меняются из далекого и маргинального игрока в доминирующую мировую державу, а Китай восстанавливается от имперского господства и гражданской войны и становится однородной силой, которой является в настоящее время. Мы видели, как Россия становится могущественной мировой державой и сжимается до ее нынешнего состояния. Если бы я в 1980 году сказал, что Польша будет независимой от России и станет влиятельным членом НАТО, все бы это высмеяли, так и теперь многие могут смеяться над вышеупомянутыми предсказаниями.

Однако постоянные победы и падения государств являются неотъемлемой частью всеобщей истории, и они постоянно всех удивляют. А ведь не должны удивлять, потому что единственным постоянным является то, что нет ничего постоянного. Ожидание того, что Польша по-прежнему будет вассалом России, было совершенно неверным. Ожидание, что она все так же будет оставаться между ослабленной Германией и Россией, также маловероятно. Трудно детально определить характер этого процесса. Но факт, что это уже происходит, является не очевидностью, а конкретной реальностью.

Источник: Rzeczpospolita
Перевел Богдан Олексюк