В современной архитектуре есть много примеров "недетского" подхода к зданиям, предназначенным для детей — без цветового "взрыва", лаконичных форм, и тем не менее популярных у своей аудитории. Фокус рассказывает о таких проектах, чтобы у украинских зодчих было больше источников вдохновения и меньше опасений сделать что-то не так.
В Киеве регулярно происходят ожесточенные дискуссии между застройщиками и активистами, особенно в тех случаях, когда реконструируют здания, имеющие архитектурную ценность. К примеру, недавний спор вокруг реконструкции универмага "Детский мир" в Дарнице, за которую взялась компания Edelburg Development.
В обнародованных планах значилось, что застройщик намерен изменить фасад и расширить здание, чтобы торговых площадей было больше, а также установить современные коммуникации. Самую яростную полемику вызвали планы изменения фасада. Оригинальный фасад здания, построенного в 1987 году, состоит из золотистых алюминиевых панелей в шахматном порядке, чтобы внутрь попадало больше естественного света. А в проекте фасад — сплошные цветные полосы, в организации которых не осталось ничего от оригинала.
К чести застройщика, он не оставил без внимания полемику в соцсетях. В конце марта состоялась пресс-конференция в Украинском кризисном медиацентре, где участвовал как архитектор Владимир Залуцкий, проектировавший здание в советское время, так и Александр Кумейко, представитель Edelburg Development. Залуцкий рассказал, что в создании фасада зодчие вдохновились ювелирной техникой огранки драгоценных камней и сделали из алюминия прямоугольники-пирамиды с четырьмя гранями. Металл имеет анодированное покрытие разного оттенка.
"Это сделано для того, чтобы панели "играли" по-разному, когда солнце движется по небу. И в течение дня меняется не только оттенок фасада, но и его отражения на другие здания", — рассказал архитектор. В свою очередь Александр Кумейко отметил, что сейчас фасад в плохом состоянии: покрытие многих панелей отвалилось, а их крепления повреждены коррозией. Владелец здания хотел их реставрировать, но не нашел производителя, который бы этим занялся.
Архитектор Дана Космина указала, что большая проблема — не только изменения в фасаде, но и расширение здания. Сейчас пространство вокруг "Детского мира" представляет собой запутанный лабиринт из МАФов и лотков, а фасада практически не видно под рекламными баннерами. У горожан и так мало доступа к зданию, а если его увеличить, то открытого пространства станет еще меньше.
Против расширения и Владимир Залуцкий: "Менять пропорцию здания с квадрата на другую — архитектурный криминал", — заявил он. Учитывая разнообразные мнения, собственник "Детского мира" не спешит с решением и объявил открытый конкурс проектов реконструкции, и есть шанс, что аутентичный фасад сохранят.
В представленном Edelburg Development проекте бросается в глаза и довольно стереотипное решение фасада здания, которое ассоциируется с детьми. Раз это детский мир, то достаточно поставить разноцветные кубики один на другой, и будет хорошо. Однако в современной архитектуре есть достаточно примеров "недетского" подхода к такого рода зданиям — без цветового "взрыва", лаконичных форм, и тем не менее популярных у своей аудитории. Фокус рассказывает о таких проектах, чтобы у украинских зодчих было больше источников вдохновения и меньше опасений сделать что-то не так.
Каждый ребенок — творец. Трудность в том, чтобы им остаться, выйдя из детского возраста
Городок науки в Париже: универсальное удивление
Объект: Городок науки и индустрии
Место: Париж, Франция
Год открытия: 1986
Архитектор: Адриан Файнзильбер
Городок науки и индустрии стал одним из самых масштабных проектов в Париже конца 1980-х: он строился девять лет, а его торжественное открытие посетил Франсуа Миттеран, президент Франции.
Проект строился не специально для детей, он — для людей всех возрастов и очень популярен, с ежегодным потоком посетителей более 2 млн. Центральное место в городке занимает Музей науки и индустрии, и в нем нулевой этаж отведен для детей, с интерактивными экспозициями и активностями, разделенными по разным возрастам. Кроме музея здесь есть планетарий, сферический кинотеатр "Жеод", выставленная как экспонат военная подводная лодка "Аргонавт".
Архитектор Адриан Файнзильбер проектировал городок как место, которое отражает достижения науки и индустрии, с новаторской на тот момент мыслью об охране окружающей среды. Поэтому музей стоит словно в воде, а за его стеклянными фасадами — теплицы. Еще одна изюминка городка — купол кинотеатра "Жеод", который имеет 36 м в диаметре и покрыт зеркальными треугольниками из стали в количестве 6,4 тыс. А эти вещи эффектны и поражают воображение и взрослых, и детей одинаково сильно.
В гостях у сказки и Козлика Матолека
Объект: Центр сказки им. Козлика Матолека
Место: Пацанув, Польша
Год открытия: 2007
Архитектор: Богдан Кульчинский
У польских детей есть любимый герой — Козлик Матолек, персонаж комикса, созданного в 1933 году Корнелем Макушинским и Марианом Валентиновичем. По сюжету козлик с многочисленными приключениями идет в город Пацанув, где "кузнецы настолько умны, что умеют подковывать козлов, чтобы они ходили во всей красе". Этот комикс и его персонаж невероятно популярны даже спустя 70 лет с момента появления. Поэтому в городе Пацанув решили создать посвященное им специальное место. Сам центр устроен как мультидисциплинарный проект — здесь есть развлекательные и обучающие зоны для детей, в том числе библиотека, театр и кинотеатр. Также проводят фестивали, ярмарки и конкурсы.
Конкурс на архитектурный проект Центра выиграл Богдан Кульчинский, зодчий из Варшавы. Он создал строение с ажурным деревянным фасадом и массивными башнями. "Создать дом для сказки — уникальная задача. Меня вдохновили песок и башни из него, которые строят дети", — рассказывал Кульчинский. Здание выглядит лаконично, даже строго, и благодаря этому хорошо контрастирует с окружающими его зонами развлечений.
Приключения террикона в Бельгии
Объект: игровая площадка be-Mine
Место: Беринген, Бельгия
Год открытия: 2016
Архитектор: бюро ландшафтного дизайна Carve и OMGEVING
Большую часть XX века в Берингене добывали уголь, здесь были самые большие шахты на северо-востоке Бельгии. Однако эра дешевого угля закончилась, как и сами ископаемые, и шахты в 1989 году закрыли. Их терриконы многие годы были угрюмым свидетельством индустриальной эпохи, поэтому городское агентство be-Mine занялось превращением их в туристический объект и объявило конкурс. Проект выиграли два бельгийских бюро, спроектировавших большую игровую площадку, которая поднимается с подножия на вершину террикона и заканчивается огромной обзорной площадкой.
Своей задачей архитекторы видели соединение индустриальной истории этого места с его развлекательной функцией. Поэтому на 60-метровом склоне террикона установили множество деревянных балок — эдакий лес, а между ним пространство, аналогичное площадкам для скалолазов с зацепами для рук и ног, канатами, а попутно — с длинными горками-спускалками для самых маленьких. На стереотипный вкус это место может показаться слишком угрюмым, поскольку в нем много бетона и щебня и мало яркого цвета. Но у местных жителей оно популярно благодаря умному комбинированию зон для разных активностей.
Датский детский дом – кувырком
Объект: Дом культуры для детей на Амагере
Место: Копенгаген, Дания
Год открытия: 2013
Архитектор: студия Dorte Mandrup
Это детское учреждение находится на острове Амагер, одном из самых густо заселенных районов Копенгагена. Поэтому у архитекторов была сложная задача — уместить здание на небольшом участке, соединить его с соседними зданиями разной высоты и сделать так, чтобы внутренний двор имел достаточно освещения. Прежде чем начать проектирование, специалисты пошли необычным путем и опросили местных детей, как они видят помещение, которым будут пользоваться. В итоге получилось занимательное пространство с крайне лаконичным фасадом и при этом множеством окон, из которых льются свет и цвет, поскольку внутренний интерьер яркий.
Но главная изюминка проекта — в авангардной трактовке основных элементов здания. "Крыша и фасад выполнены одинаково, и у дома нет "начала" и "конца", присущих традиционным строениям", — отмечает Дорте Мандруп, основательница студии. Это перетекание стен и крыши архитекторы подчеркнули и во внутренней планировке, поскольку комнаты не имеют дверей и плавно переходят одна в другую. Притом пространство функционально разделено с учетом потребностей детей разных возрастов — от младенцев до 18-летних подростков.
В "Лесу детских книг"
Объект: Детская библиотека в Наканошиме
Место: Осака, Япония
Год открытия: 2020
Архитектор: Тадао Андо
В мировой архитектуре серьезно воспринимают проекты для детей. Свидетельство этого — участие в таких проектах прославленных архитекторов, которые не видят ничего зазорного в работе над зданиями детских садов, школ и других учреждений. Вот, к примеру, Тадао Андо — один из самых авторитетных зодчих в мире, обладатель всевозможных наград, включая Притцкеровскую, кавалер европейских орденов и профессор американских вузов. В портфолио Андо сотни больших проектов, при этом для своей родной Осаки он спроектировал детскую библиотеку. Ее построили в городском парке Наканошима, назвали "Лесом детских книг" и открыли в июле 2020 года.
Фасад библиотеки оформлен в характерном для Тадао Андо стиле — сочетании модернистского брутализма с японскими национальными мотивами, поэтому здание по форме напоминает японскую беседку, но из сплошного бетона. Крайне интересно решен интерьер: помещение имеет три яруса и закручивается по спирали, стены сплошь уставлены полками, есть пандусы и ступени. Интерьер устроен так, что даже самый маленький ребенок может свободно подойти и взять понравившуюся книгу. Многие издания стоят не корешками, а обложками к посетителям. Библиотекари специально не разделяют книги по темам и возрастам, чтобы процесс выбора был спонтанным. В этой библиотеке не выдают книги на дом, однако дети могут их выносить и читать в парке.
Играем в доктора
Объект: Детская больница Квинсленда
Место: Брисбен, Австралия
Год открытия: 2014
Архитектор: бюро Conrad Gargett и Lyons
Зарубежные архитекторы используют яркие цвета в оформлении зданий для детей, однако делают это не потому, что так принято, а учитывая функционал и окружение строения. Так поступили австралийские зодчие, проектировавшие детский госпиталь в Брисбене, столице восточноавстралийского региона Квинсленд.
Этот город находится во влажной субтропической зоне с жарким климатом и характерной растительностью — например, эвкалиптами, баньянами, деревьями жакаранда с красивыми синими цветами. Поэтому архитекторы создали здание-"дерево" — с тремя башнями-стволами и окружающими их помещениями, организованными горизонтально, как крона. Фасады здания покрыты панелями-"листьями" ярко-зеленого цвета, которые одновременно затеняют помещение от солнца и служат естественным барьером от перегревания. Для вентиляции внутри больницы устроены атриумы — сквозные пространства, охватывающие несколько этажей.
Интерьер больницы, как и фасад, имеет яркие элементы вроде панелей и скульптур, это сделано для того, чтобы развлечь и снизить стресс как у маленьких пациентов, так и персонала медучреждения.