Нормандские танцы. Куда заведут Украину переговоры "минской четверки" по Донбассу

Очередной раунд мирных переговоров по Донбассу на высшем уровне свелся к переговорам ради переговоров. Сблизить позиции Украины и России лидерам Франции и Германии не удается

Главный результат встречи "нормандской четверки", которая состоялась 19 октября в Берлине, — отсутствие конкретного результата. Никакого документа лидеры Украины, Франции, Германии и России по итогам четырехчасовых переговоров не подписали, совместный брифинг тоже не проводили. Это очередной раз доказывает: по принципиальным положениям стороны (в первую очередь Киев и Москва) занимают противоположные позиции.

Договорились лишь о разработке дорожной карты реализации минских соглашений, в которой предполагается прописать четкую последовательность шагов по выполнению договоренностей. По словам Петра Порошенко, цель этой дорожной карты — "прекратить пинг-понг, кто и когда должен имплементировать какую часть минских соглашений". Как объясняют украинские дипломаты, пока одна сторона не выполнит пункт "А", другая сторона не будет выполнять пункт "Б". На разработку дорожной карты отвели около месяца, заниматься этим должны эксперты дипломатических и силовых ведомств стран четверки, а закреплять — министры иностранных дел. Таким образом, разработка конкретного плана действий спущена с уровня глав государств на один, а то и два уровня ниже. И в условиях, когда не могут договориться о принципиальных вопросах безопасности и механизма проведения выборов на неподконтрольной Киеву территории Донбасса, шансы на согласование дорожной карты выглядят призрачными.

После встречи в Берлине стороны в целом задекларировали курс на параллельное выполнение минских договоренностей в политической части и в части безопасности. Шаги по выведению войск, допуску представителей ОБСЕ и т. д. должны перемежаться с политическими решениями украинской власти, например, принятием закона о выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). В качестве компромиссного инструмента опять подняли вопрос о вооруженной миссии ОБСЕ, на которой настаивает Украина. Однако перспективы ее появления, задачи и полномочия пока в полном тумане. В "ДНР" и "ЛНР" уже заявили, что никаких "миротворцев" к себе не пустят, следовательно, на срыв такой миссии будет работать и Кремль.

Едва ли не самый резонансный итог переговоров — официальное согласие Украины на то, что контроль над границей она получит уже после выборов в ОРДЛО, а до того границу будут контролировать представители ОБСЕ. Хотя этот пункт черным по белому записан в минских соглашениях. Критики власти обвинили президента в сдаче суверенитета и согласии на условия Москвы, хотя такие выводы выглядят поспешными. Пока что Киев (и частично Париж с Берлином) четко стоит на позиции, что до проведения выборов необходимо соблюсти множество условий: вывести и разоружить боевиков и регулярные формирования ВС РФ, допустить ОБСЕ на всю оккупированную территорию, а сами выборы должны состояться по украинским законам с допуском украинских СМИ и партий и т. д. С учетом того, что за два с лишним года после подписания первых минских соглашений ни один из их пунктов не выполнен, разговоры о "сливе Донбасса" выглядят преждевременными. В то же время президент Украины продолжает убеждать общество в безальтернативности минского процесса. По его словам, если не Минск — то война и жертвы.

Итоги переговоров в Берлине Фокус попросил прокомментировать экспертов-международников, бывших участников минского процесса, а также первого президента Украины.


Алексей Мельник
содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова
Fullscreen
Алексей Мельник содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова

— Надо понимать, что на второй день после выборов в ОРДЛО процесс передачи границы только начнется, и не факт, что закончится он успешно. Думаю, наоборот, все будет сделано для того, чтобы Украина этот контроль никогда не получила. Интерес России состоит в том, чтобы провести выборы для легализации "ДНР" и "ЛНР" без передачи контроля над границей Украине.

Очевидно, что позиции нашей страны по дорожной карте Россией не будут восприняты. В лучшем случае, если документ согласуют, он будет беззубый и непрактичный, в худшем случае Украину заставят опять поступиться какими-то своими позициями.

Рассуждения о безальтернативности Минска — мантра, с помощью которой президент пытается запугать и западных политиков, и часть украинского общества, которое не готово воспринимать минские договоренности.

Первый шаг, которой надо было бы сделать — изменить рассадку участников за столом переговоров. Путин должен занять место стороны конфликта. Пока Путину позволяют играть роль миротворца и посредника, никаких перспектив решения конфликта я не вижу.


Роман Безсмертный
экс-представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе
Fullscreen
Роман Безсмертный экс-представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе

— Неплохо, что встреча состоялась, плохо, что никакого, даже процедурного, формального результата нет. Я не понимаю, почему сейчас так много шума вокруг того, что Украина якобы согласилась сперва провести выборы, а потом получать контроль над границей. Это было записано с самого начала в минских соглашениях. Но это не означает, что не надо было готовить технический документ, который бы объяснял, как именно пройдет эта процедура, и выставлял бы предохранительные механизмы.

По сути, дорожную карту поручили формировать рабочей группе из дипломатических советников по иностранным делам стран "нормандской четверки". Это что-то новое в минском процессе. Нигде не указано, какой должна быть эта дорожная карта.

Минские соглашения не безальтернативны. Есть множество других вариантов — например, с привлечением Ватикана и Папы Римского, который стал бы посредником в этом процессе. А президент говорит "мир или война", мол, только два варианта. Я считаю, что мирный процесс имеет несколько вариантов, как и война имеет несколько вариантов: экономическая, холодная и т. д. Эти варианты надо искать.

То, что стороны не ставили подписи под документами, говорит, что они расценивали и продолжают расценивать минские переговоры как инструмент, не как цель. Украина хочет получить передышку, Россия – въехать в мировую политику на серьезной платформе, Европа — продемонстрировать свою доминирующую роль в решении конфликтов.


Богдан Яременко
руководитель фонда "Майдан иностранных дел"
Fullscreen
Богдан Яременко руководитель фонда "Майдан иностранных дел"

— Результат есть только с точки зрения имитации переговорного процесса. За время после подписания минских соглашений мы не достигли реального прорыва ни в одной сфере. Ресурсы Украины тают, и нам нельзя втягиваться в войну на истощение с РФ, у которой этих ресурсов больше.

Дорожная карта — еще один способ затянуть время и избежать обвинений в невыполнении соглашений. Но соглашения не выполняются не потому, что не установлены какие-то временные рамки, а потому, что Россия и не собиралась выполнять эти соглашения.

Если бы Украина действительно ставила целью тянуть время, то перед каждой новой встречей, перед каждым разговором о каких-то выборах, особом статусе и т. д. наши дипломаты апеллировали бы к минским договоренностям, где прямо говорится о необходимости сперва прекратить кровопролитие и отвести войска. Но поскольку наша власть этого не делала, я не верю, что это дипломатическая игра. Президент продолжает утверждать, что Украина будет выполнять минские соглашения вплоть до получения контроля над своей границей, хотя я не знаю, сколько Украина еще сможет существовать в условиях конфликта низкой интенсивности и держать в таком напряжении всю военную машину. Рано или поздно придется сказать правду, которая будет очень неприятной или для западных партнеров, или для украинского общества. Если это дипломатическая игра, то игра очень плохая для нас.


Леонид Кравчук
первый президент Украины
Fullscreen
Леонид Кравчук первый президент Украины

— Нет больших надежд на эти переговоры. Дорожная карта пишется уже два года, и до сих пор ничего не написали. А теперь хотят, чтобы министры иностранных дел ее написали за месяц. Не смогли сделать папа и мама — так пусть дети делают, что ли?!

Я полагаю, должно быть так: собираются четыре президента, обсуждают конкретные вопросы, в протокол вносят, кто что говорил, ставят подписи. Если не готовы подписать документ — пусть подписывают хотя бы протокол о намерениях. А так все четыре участника встречи по одним и тем же вопросам говорят разные вещи. Потому я бы такой формат не считал эффективным и важным для Украины в плане прекращения конфликта в Донбассе. Но он нужен, потому что другого нет. Если мы откажемся от минского формата, нам нечем будет его заменить, не на что будет опереться, в частности в вопросе санкций против России — сейчас их вводят и продлевают за то, что РФ не выполняет минские договоренности. В то же время я не говорил бы, что нет альтернативы. Любой новый формат и новый подход к переговорам — это уже альтернатива.

Пока Россию не признают агрессором, а не наблюдателем, пока не признают, что РФ ведет войну, в минском формате не удастся ничего серьезного сделать для решения ситуации в Донбассе. Максимум, которого можно будет добиться сейчас, — решить вопросы с обменом пленных, разминированием, точками отвода войск на линии соприкосновения и т. д. Но вернуть Украине полный контроль над всей территорией Донбасса и вернуть довоенные границы не получится.