Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Дневник ОМКФ</span> Среди волн. В Одессе показали "Франкофонию" Александра Сокурова
Одесский международный кинофестиваль

Дневник ОМКФ Среди волн. В Одессе показали "Франкофонию" Александра Сокурова

В секции "Специальный показ" на ОМКФ показали новый фильм Александра Сокурова "Франкофония" — об искусстве и тиранах, которые его уничтожают

000

Сокуров снял кино-размышление о Лувре и тиранах, о роли культуры в человеческой истории, о том, как она соотносится с войной, о необходимости сохранять искусство, о варварах, его уничтожающих. О том, что большое искусство и страдания человека идут рука об руку. О том, что ни одного тирана не остановил от кровопролития ни один шедевр. О том, что искусство ничего не меняет в подлецах, но заставляет действовать людей благородных. О том, что иногда идейные враги могут стать друзьями, потому что для них картины ценнее идеологии.

Фильм начинается с тихого закадрового голоса. Режиссёр разговаривает в Сети с другом — капитаном корабля Дерком, который везёт через океан музейные экспонаты. Штормит и, кажется, ещё немного — и бесценный груз поглотит пучина. Аналогия — в лоб: океан — это человеческая история, капитан — человек, который пытается спасти искусство от войн и разрушений. В это время режиссёр ходит по комнате и размышляет вслух, в течение всего фильма непрерывно звучит его тихий голос. Голос умного человека, задающего вопросы, но не дающего ответы. "…Зачем мне этот океан? Пусть живёт рядом с нами своей жизнью. Зачем нам познавать эту стихию? Есть же у нас наши города. Наши уютные тёплые квартиры".

В кадре появляются лица классиков — Толстого и Чехова. Сокуров апеллирует к ним, задаёт вопросы почти с детскими интонациями. "Взрослые уснули" — будто шутит он. Затем камера скользит по залам Лувра. В кадре портреты XVI–XVIII веков, Сокурову кажется, что они вглядываются в нас, а современному человеку, чтобы понять свою историю, надо вглядываться в них. Иначе какой смысл в сохранившихся шедеврах? В музее его сопровождают духи — Наполеона и Марианны, которые ведут себя как аутисты, рефреном повторяя каждый на свой манер одни и те же слова. Наполеон — "это я", Марианна — "свобода, равенство, братство". Символ Французской республики настолько частит, что благородный лозунг утрачивает свой смыл.

Главный сюжет "Франкофонии" — история, произошедшая в Париже во время оккупации нацистами. Герои — директор Лувра Жак Жожар и немецкий граф Вольф Меттерних (во время войны представитель страны-оккупанта). Сокуров в деталях, будто он там был, описывает первую встречу немца и француза, они пьют кофе и разговаривают на французском, прощупывая друг друга взглядами, оба преданные служители искусству, оказавшиеся по разные стороны баррикад. Благодаря Жожару и Меттерниху Лувр был спасён от разграбления во время войны.

Режиссёр на первый взгляд настолько вольно использует видеоряд, что иногда фильм напоминает джазовую импровизацию

Режиссёр на первый взгляд настолько вольно использует видеоряд, что иногда фильм напоминает джазовую импровизацию. Кажущаяся лёгкость — результат кропотливой работы. Сокуров в начале будто жалуется на то, что картина не монтируется как следует. Хроники оккупированного нацистами Парижа чередуются с фотографиями военного времени и мировыми шедеврами. Его тихий голос начинает звучать в иной тональности, когда речь заходит о блокадном Ленинграде, который, в отличие от Парижа, нацисты не пощадили, несмотря на Эрмитаж. Но об этом режиссёр говорит кратко. Будто вскользь.

Сокуров о "Франкофонии" однажды заметил, что его фильм не только о Лувре и не только о 1940-х. Он о сегодняшней катастрофе, происходящей в мире, о движении ИГИЛ, которое разрушило Пальмиру. Интересно, как бы прокомментировал мастер то, что всего неделю назад из оккупированной захватчиками Феодосии вывезли 38 картин Айвазовского на "всероссийскую выставку" в Третьяковскую галерею. Утверждается, что картины пробудут в Москве до двухсотлетия художника в следующем году, а потом вернутся в Крым. Кто этому верит?

Несмотря на то, что добрую половину видеоряда фильма заняли картины и скульптуры, в памяти почему-то осталась самодовольная рожа Гитлера из хроники, по-хозяйски оглядывающего улицы Парижа, умершая от голода ленинградская девочка, глядящая прямо в кадр огромными мёртвыми глазами, и улыбка Моны Лизы. И ещё вдогонку сокуровскому бушующему океану вспомнилась картина "Среди волн" Айвазовского, которую мы вряд ли увидим в Украине в ближайшее время.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.