Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса
Запорожцы за экраном. Почему украинцы пока не стали героями Голливуда

Запорожцы за экраном. Почему украинцы пока не стали героями Голливуда

Почему в Украине не родился новый жанр кинематографа, хотя все предпосылки для этого были

610

Сложно говорить о явлении, которое не состоялось. А применительно к украинскому кино — уж тем более. Не случилось у нас ни своих "Семи самураев", ни "Великолепной семёрки", ни даже "Неуловимых мстителей" на собственном историческом материале.  Хотя запорожские казаки в кадре всё же появлялись.  Почему же так произошло? Что послужило фатальным "НЕ" для украинского истерна? Идеологические запреты и советская цензура? Производственные сложности? Отсутствие творческих кадров и литературной первоосновы? А может быть, духи самих запорожцев препятствовали кинематографистам на каком-нибудь "тонком плане"? И можно ли считать удачными фильмы, снятые на тему Запорожской Сечи в уже независимой Украине? Об этом рассказывают писатель и историк Станислав Цалик, режиссёр-документалист Олег Чёрный, актриса Галина Сулима, актёр Тарас Денисенко, режиссёры Олег Фиалко и Александр Богданенко.

Юл Бриннер. Увидев себя на экране, впервые узнал, что такое бессонница

Идеология

Олег Фиалко

— Гласно, а ещё чаще намёком Госкино СССР устанавливало табель о рангах для кинематографистов. В среде киношников о студии Довженко говорили часто: "студия "Партизан-фильм". Уничижительно и печально. В первую очередь там снимали ширпотреб о Великой Отечественной, о героических комсомольцах, передовиках производства. А случайные вспышки, к примеру "Тени забытых предков", если и принимались Москвой, то с прохладцей. Кстати говоря, у меня был случай, когда после длительного творческого простоя со мной говорил тогдашний председатель Госкино. Спросил, что бы я хотел снять и где. Я, не подумав, буркнул: "Бунина. В Литве или Латвии". Тут же главный редактор Гос­кино возразил: "Не дадут!" — "Почему?" — "Ты что! Ещё Никита Михалков не снимал Бунина. Только после него!". Как в воду глядел.

С историями о запорожских казаках — отдельный аспект. Даже уникальный с художественной точки зрения и безобидный идеологически фильм "Пропавшая грамота" свыше 15 лет валялся на полке. Дело в том, что главный герой фильма в исполнении Ивана Миколайчука "неподобающе игриво вёл себя с Екатериной Второй". Этого не могло быть априори. Собственно, в ментальном смысле мы наблюдаем это отношение россиян и сегодня. Для них украинец не имеет права на креатив по определению. Свыше 350 лет прошло после казацкой вольницы, а им всё страшно…

Тарас Денисенко

— Москва, как любая метрополия, считала, что "покорённые народы" не должны иметь своей истории. Находились всяческие аргументы, особенно во времена Советского Союза, чтобы не давать украинцам снимать фильмы и вообще развивать литературу и искусство на примерах собственной истории. Об этом есть легенды в украинском кинематографе. Мой отец (Владимир Денисенко, украинский режиссёр, в сталинские времена репрессированный за "украинский буржуазный национализм". — Фокус), ученик Александра Довженко, рассказывал, что Довженко очень хотел снять "Тараса Бульбу". Не разрешили. Мой отец очень хотел снять "Энеиду" Котляревского, где, собственно, присутствовал бы весь антураж казацкого быта — все древнегреческие боги, троянцы, карфагенцы были бы, как на рисунках Базилевича. Не дали. Похожая история произошла и с Виктором Гресем, который много лет пытался запуститься со своим сценарием по "Тарасу Бульбе". Сценарий всем нравился, но постановка так и не состоялась, в том числе и по экономическим причинам. Таких историй, когда кто-то хотел и не дали, — множество.

Станислав Цалик

— Москва — лишь часть проблемы. Дело в том, что тематические планы формировались снизу вверх: сначала свои предложения вносила киностудия, затем их рассматривало Госкино УССР и только потом темплан отправляли в Москву в Госкино СССР. Возникает вопрос: а были ли предложения казацких вестернов, которые бы зарубили в Москве? Мне такие попытки неизвестны. И вот тут кроется вторая часть проблемы — украинское киноначальство, которое не просто хорошо знало, что можно, а чего нельзя, но ещё и перестраховывалось. Как бы чего не вышло! Ведь тема запорожских казаков в советские времена граничила с "национализмом". После того как в 1972 году руководителя УССР Петра Шелеста сняли с должности именно за "национализм" (в вину поставили его книгу об Украине, в которой, кстати, упоминались и Сечь, и казачество), вряд ли кто-то отважился бы вносить столь "стрёмную" тему в план. По крайней мере терять хлебное место в Киеве точно никто не хотел.

Олег Чёрный

— Да, наверняка идеологическая составляющая была. Но это касалось не только темы запорожцев, а и других исторических тем. Те же картины на тему Киевской Руси можно пересчитать по пальцам: "Ярослав Мудрый", "Легенда о княгине Ольге", "Даниил — князь Галицкий". Всё.

Помню такую историю: после выхода этих картин "поступило предупреждение" из Москвы. Мол, хватит любоваться жизнью и бытом князей. Нужен человек труда на экране.

Кроме того, известны и другие случаи. Когда Довженко, а потом и Бондарчуку просто не давали экранизировать "Тараса Бульбу". Вроде объяснялось тем, чтобы не осложнить отношения с братской социалистической Польшей.

Галина Сулима

— Мне повезло: я и у Леонида Осыки снималась, и у Ивана Миколайчука, и у Вадима Ильенко… И я знаю, что у нас каждый так или иначе хотел снимать такое кино. Но самый "запрещающий фактор" сидел не в Москве. Запрещали-то всегда в Украине. Именно в Украине сажали таких "церберов". Например, Кравчука. Нашего бывшего президента. Я когда его вижу, меня начинает тошнить. Он был главным идеологом в ЦК Компартии, приходил на пленумы кинематографистов и учил нас любить советскую родину. А потом,  много лет спустя, я летела с ним в одном самолёте в Штаты, и он мне говорил про "Голод-33": "Я ж не знав!.. Давайте мені усі архівні матеріали!.." Я ему ответила: "Я не понимаю: вы нам с трибуны вещали, чтобы мы советскую родину любили, а теперь говорите, что ничего про Голодомор не знали и что советская родина плохая?.." И по большому счёту с тех пор ничего не изменилось. К нам во власть попадают на генетическом уровне такие конченые люди, которые, добравшись до своего "эвереста", начинают проявлять себя, как гопники. Украина в этом отношении многострадальная страна…

Поэтому, как у нас говорили, кто прошёл через Госкино УССР, тому уже ничего не страшно. А наша редактура дивная на киностудии Довженко! Они Ивана обожали, кофе с ним пили. Очень любили и Лёню Осыку, и Леонида Фёдоровича Быкова… Но это именно они запрещали и вычёркивали! Так что замараны все.

Александр Богданенко

— Почему у нас не родился киножанр, связанный с казаками? Это же не проклятая пьеса "Макбет", название которой  английские актёры даже не произносят вслух? Потому что из всех снятых картин шедевр получился, и то с оговорками, только один. Я бы сказал, почти шедевр. И это… "Пропавшая грамота". Видимо, не хватило критической массы. Плюс идеологический пресс и боязнь того, что кино попадёт на полку.

Николай Мордвинов. За Хмельницкого получил 400 тысяч рублей

 

Производство

Станислав Цалик

— В советские времена снималось немало костюмных фильмов на историческую тематику — их производство было не дороже, чем предполагаемый казацкий вестерн. Другое дело, хотело ли тогдашнее руководство СССР увидеть на экранах такой фильм. Судя по всему, нет. Ведь когда советская власть чего-то хотела, то находила на свои желания любые деньги.

Олег Чёрный

— Производственные сложности, думаю, были. Естественно, такие фильмы более дороги в производстве. Декорации, костюмы, трюковые съёмки.

В принципе, речь тут об окупаемости вряд ли шла. В советские времена, когда кино было наиболее массовым развлечением, окупались многие картины. Хотя, по большому счёту, по-моему, никто этими исследованиями не занимался.

Александр Богданенко

— Когда слышу, что кино о запорожцах — дорогое удовольствие, взять те же костюмы и так далее, улыбаюсь. У нас в каждом театре полно костюмов. И даже в танцевальных коллективах. Все же танцуют гопак! Для малобюджетных картин одеяние казаков — самое простое. Шаровары, вышиванки, пояс и чоботы. Всё! Бери, арендуй, снимай. Это если делать что-то масштабное и исторически достоверное, то надо шить специально. То же самое и с декорациями. А если снимать комедию или даже что-то типа простого вестерна, то зачем? Главное — желание и хороший сценарий. А для комедий и скетчей подходят уже сложившиеся штампы. Парадокс. Фильмов было не так уж и много, а штампы сложиться успели.

Мацей Козловский. Считает роль Кривоноса лучшей в карьере

Творчество

Станислав Цалик

— Творческие препятствия действительно были, но заключались они не в отсутствии сценаристов или режиссёров. Дело в том, что в вестерне положительному герою (запорожцам) должен противостоять отрицательный персонаж. Кто бы мог им быть? Казаки в разные времена бились с русскими, с крымскими татарами и поляками. Так вот, ни одна из перечисленных армий не могла выступить в советском фильме в качестве отрицательной силы. Русские — понятно почему. Крымских татар вообще нельзя было показывать на экране — ни хорошими, ни плохими. Боялись напоминать зрителю о том, что когда-то в Крыму жили крымские татары. Ведь у людей невольно возник бы вопрос: а куда же они потом делись? Творчество диктовалось идеологией.

Тарас Денисенко

— Были у нас и режиссёры, и материал. Сняли же "Пропавшую грамоту". Но это такой пример, который "вопреки", и своим существованием он подтверждает общую тенденцию.

Вот у белорусов вообще нет таких фильмов. Вышел там "Замок Ольшанский", и всё. Там история была закрыта на всех уровнях. И у белорусов, и у нас разрешалось писать и снимать о собственной истории только в контексте истории общеимперской. И в этом смысле говорить о каких-то явлениях в искусстве было просто невозможно.

Олег Чёрный

— Качественная литературная основа для кино имелась. Например, вполне могли бы быть сняты фильмы по произведениям того же популярного Владимира Малика. И кто-то пытался подавать заявку на "Посол Урус-Шайтана". Но, кажется, даже до сценария дело не дошло.

Конечно, причина заключалась и в том, что особого опыта в создании приключенческого жанра не было. Как и традиций. Хотя отдельные режиссёры создавали фильмы этого жанра, популярные у зрителя. Тот же Шерстобитов на киностудии Довженко или Гаспаров на Одесской киностудии.

Жерар Депардье. Президент Ющенко видел Тарасом Бульбой только его

"Мистическое"

Станислав Цалик

— Духи запорожцев никак не препятствовали украинскому кинопроизводству. Запорожцы же появлялись на советском экране? Может быть, не так часто, как хотелось бы, но появлялись.

Галина Сулима

— В Советском Союзе украинцы на экране имели право представать только жалкими дурноватыми хуторянами. Россия всегда была мастером по дискредитации целых народов… А ведь Украина — родина очень талантливых и смелых людей. Мои предки из Чигирина, они все представители древнего казацкого рода Щебывовк. Можете себе представить, какими они были воинственными, если у них была такая фамилия — "ещё бы и волк"! И где они все теперь?.. В канадах и америках.

Тарас Денисенко

— Что касается духов казаков и характерников, то в нашей ситуации они должны были бы встать и "замочить" тех, кто до сих пор уничтожает украинскую культуру. Тупым серпом по горлу. Сейчас у нас вроде бы президент бегло говорит на английском, но сдвигов в культуре по-прежнему нет. Когда власть не заинтересована в создании собственного "лица", то и фильмы про казаков ей не нужны.

Александр Домогаров. Болгарско-русский казак-украинец

"Новая волна"

Станислав Цалик

— Времена независимости отправили в прошлое советскую цензуру, однако возникла другая проблема — финансовая. Тем не менее в 1990-е годы появились фильмы "Козаки йдуть", "Гетьманські клейноди", "Дорога на Січ" и другие. Уже в недавние времена сняты "Мамай", "Молитва за гетьмана Мазепу", "Дума про Тараса Бульбу", "Гетьман" и, наконец, "Богдан-Зиновий Хмельницкий" — последний фильм известного украинского режиссёра Николая Мащенко. Да и сейчас в производстве находится несколько фильмов на казацкую тему — например, "Козак та мольфар". Так что я бы не сказал, что запорожцы позабыты нашим кинематографом.

Олег Фиалко

— Подавляющее большинство украинских киношников в советские времена работало по принципу "чего изволите". Когда же наступила независимость, конъюнктурщики бросились ваять халтуру о гетманах. Но, как известно, порох сыреет, если его долго не использовать.

Снимались они по привычному совковому лекалу, без попыток найти новый киноязык, форму, выразительные средства. Получилась та же "серятина", что и прежде в иных темах. Печально, но факт. А потом кинематограф внезапно умер. Теперь его усердно реанимируют. Но к теме о Запорожском казачестве пока ещё очень длинный путь. Молодые, порой даже талантливые, ищут его. Но, к сожалению, опыт предшественников не исследуют. А зря. Велосипед изобретён уже давно. Осталось только на него взобраться и крутить педали.

Тарас Денисенко

— Что касается казацкой темы в постсоветском украинском кино, то это кошмар и ужас. Тот же "Богдан-Зиновий Хмельницкий" (2006, реж. Н. Мащенко. — Фокус). Я там снимался. Ну не получилось у человека, который снял "Как закалялась сталь", дойти до "Богдана Хмельницкого". Внутренне. Из актёрских выразительных средств только гланды на весь экран и пломбы. И крик режиссёра над площадкой: "Глаза!!! Глаза!!!" И на это государство давало деньги.

Александр Богданенко

— Сейчас мешает не столько отсутствие бюджетов, а романтиков, фанатов темы. Я вспоминаю, с каким удовольствием у нас снимались актёры, носом землю рыли! Просто надо делать душевное кино. А здесь не тема, а песня! Говорят же: дорогу осиливает идущий. Вперёд!

7
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.