Правила информационной безопасности во время войны: как защититься гражданским

Смартфон
Фото: Getty Images | Пользователь со смартфоном

Противник проводит кибератаки, поэтому жителям Украины необходимо принять особые меры. Например, поставить сложные пароли или вовсе почистить профили в соцсетях.

Общественная организация "Гильдия IT-специалистов" составила для украинцев правила информационной безопасности во время войны. Инструкция опубликована на официальном сайте.

Айтишники подчеркнули, что гражданским важно усвоить четыре базовых правила:

  1. Необходимо настроить двухфакторную аутентификацию во всех сервисах;
  2. Обновить и подобрать надежные пароли: минимум 8 символов, включая большие и маленькие буквы, цифры и спецсимволы, не повторяя их в разных сервисах;
  3. Не отвечать на звонки с незнакомых номеров;
  4. Звонить лучше через зашифрованные мессенджеры, так как мобильные сигналы могут перехватить для прослушки.

"Гильдия IT-специалистов" также порекомендовала несколько дополнительных мер, которые помогут гражданским во время войны. Эксперты посоветовали читать новости только в официальных источниках, не верить слухам и критически воспринимать непроверенную информацию. Нельзя допускать паники, которая играет на руку противнику. Панические посты лучше игнорировать или вовсе блокировать их авторов.

Людям, которые находятся в зоне оккупации или боевых действий, специалисты предложили очистить смартфоны от переписок, фотографий и подписок в социальных сетях, которыми теоретически могут воспользоваться ВС РФ.

Нельзя фотографировать и публиковать в соцсетях фото военных, боев, пролетающих самолетов, последствий обстрелов. В то же время, любую важную информацию можно сообщить бойцам ВСУ, полицейским, представителям терробороны или отправить в специальный чат-бот (@stop_russian_war_bot).

"Если можете, помогайте друг другу и нашим защитникам (это самое главное). Если вы приютили раненого защитника — не пишите и не говорите об этом, передайте информацию его командованию (если раненный в сознании и имеет документы и канал связи) или по вышеприведенным каналам", — подчеркнули в организации.

Большая ответственность лежит на гражданских, работающих на объектах критической инфраструктуры. Им следует придерживаться таких правил:

  1. Никому не рассказывать о своей работе и состоянии критических предприятий (больниц, электростанций и т.д), чтобы не снабжать противника разведданными.
  2. Не подключать никакие устройства к сети учреждения, например, не заряжать смартфон от рабочего компьютера — устройства могут стать целью кибератаки.
  3. Попросить ответственного коллегу провести инструктаж и ознакомить со спецификой информационной безопасности на предприятии.
  4. Обновить все пароли в соответствии с политикой информационной безопасности предприятия.
  5. При обнаружении подозрительных программ, файлов, ссылок на компьютере или смартфоне, получении сообщений с неизвестных адресов на почту или в мессенджеры — сразу обратиться к ответственному за информационную безопасность.
  6. Не загружать полученные файлы на рабочий компьютер и не открывать их — это может быть вредоносное ПО, отправленное противником.

Ранее эксперт по кибербезопасности рассказал, как украинцам защитить смартфоны во время войны. Он порекомендовал обновить ОС, отключить биометрические системы и удалить приложения, без которых можно обойтись.

Минцифры представило список полезных чат-ботов, которые помогут украинцам выжить в условиях боевых действий. Сейчас в мессенджере Telegram предоставляют информацию по оказанию медицинской помощи, связи с волонтерами и сообщению о действиях противника.