Правила информационной безопасности во время войны: как защититься гражданским
Противник проводит кибератаки, поэтому жителям Украины необходимо принять особые меры. Например, поставить сложные пароли или вовсе почистить профили в соцсетях.
Общественная организация "Гильдия IT-специалистов" составила для украинцев правила информационной безопасности во время войны. Инструкция опубликована на официальном сайте.
Айтишники подчеркнули, что гражданским важно усвоить четыре базовых правила:
- Необходимо настроить двухфакторную аутентификацию во всех сервисах;
- Обновить и подобрать надежные пароли: минимум 8 символов, включая большие и маленькие буквы, цифры и спецсимволы, не повторяя их в разных сервисах;
- Не отвечать на звонки с незнакомых номеров;
- Звонить лучше через зашифрованные мессенджеры, так как мобильные сигналы могут перехватить для прослушки.
"Гильдия IT-специалистов" также порекомендовала несколько дополнительных мер, которые помогут гражданским во время войны. Эксперты посоветовали читать новости только в официальных источниках, не верить слухам и критически воспринимать непроверенную информацию. Нельзя допускать паники, которая играет на руку противнику. Панические посты лучше игнорировать или вовсе блокировать их авторов.
Людям, которые находятся в зоне оккупации или боевых действий, специалисты предложили очистить смартфоны от переписок, фотографий и подписок в социальных сетях, которыми теоретически могут воспользоваться ВС РФ.
Нельзя фотографировать и публиковать в соцсетях фото военных, боев, пролетающих самолетов, последствий обстрелов. В то же время, любую важную информацию можно сообщить бойцам ВСУ, полицейским, представителям терробороны или отправить в специальный чат-бот (@stop_russian_war_bot).
"Если можете, помогайте друг другу и нашим защитникам (это самое главное). Если вы приютили раненого защитника — не пишите и не говорите об этом, передайте информацию его командованию (если раненный в сознании и имеет документы и канал связи) или по вышеприведенным каналам", — подчеркнули в организации.
Большая ответственность лежит на гражданских, работающих на объектах критической инфраструктуры. Им следует придерживаться таких правил:
- Никому не рассказывать о своей работе и состоянии критических предприятий (больниц, электростанций и т.д), чтобы не снабжать противника разведданными.
- Не подключать никакие устройства к сети учреждения, например, не заряжать смартфон от рабочего компьютера — устройства могут стать целью кибератаки.
- Попросить ответственного коллегу провести инструктаж и ознакомить со спецификой информационной безопасности на предприятии.
- Обновить все пароли в соответствии с политикой информационной безопасности предприятия.
- При обнаружении подозрительных программ, файлов, ссылок на компьютере или смартфоне, получении сообщений с неизвестных адресов на почту или в мессенджеры — сразу обратиться к ответственному за информационную безопасность.
- Не загружать полученные файлы на рабочий компьютер и не открывать их — это может быть вредоносное ПО, отправленное противником.
Ранее эксперт по кибербезопасности рассказал, как украинцам защитить смартфоны во время войны. Он порекомендовал обновить ОС, отключить биометрические системы и удалить приложения, без которых можно обойтись.
Минцифры представило список полезных чат-ботов, которые помогут украинцам выжить в условиях боевых действий. Сейчас в мессенджере Telegram предоставляют информацию по оказанию медицинской помощи, связи с волонтерами и сообщению о действиях противника.