"Могут столкнуться с проблемой": что будет со связью и интернетом в Украине при долгих блэкаутах

Женщина, телефон, смартфон, отключения света, фото
Фото: Freepik

Украинские мобильные операторы постоянно закупают системы альтернативного питания, однако физически не могут установить его на всех базовых станциях. Кроме того, компании испытывают дефицит сотрудников.

Related video

Национальный центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций (НЦУ) мобильных операторов в Украине обеспечить работу сети без электричества на протяжении 10 часов подряд. О том, насколько это возможно, украинские операторы рассказали порталу РБК-Украина.

Почему пропадает связь во время отключений света

Директор директората электронных коммуникаций и радиочастотного спектра Минцифры Станислав Прибитько отметил, что из-за отключений электроэнергии базовые станции операторов вынуждены переключаться на альтернативные источники питания. При этом многие пользователи переходят с фиксированного интернета (wi-fi) на мобильный из-за чего сеть перегружается. В этом кроется одна из причин ухудшения или исчезновения связи.

"Свет отключают по всей стране, поэтому ситуация со связью примерно одинакова во всех областях и очень зависит от продолжительности и частоты плановых и экстренных отключений", – добавили в пресс-службе компании lifecell.

Несмотря на то, что станции связи оснащают генераторами, аккумуляторами и солнечными станциями, это не дает гарантий, что связь будет стабильной. К примеру, аккумулятор может не успеть зарядится, так как некоторым моделям для нужно до 6 часов непрерывного питания. Что касается генераторов, по словам операторов, обеспечить ими полное автономное питание трудно. Мобильные модели, как правило, не могут автоматически включаться при отключении света, поэтому аварийные бригады каждый раз должны их запускать вручную.

"Даже когда генераторов достаточно, ни один оператор не сможет собственными силами одновременно отправить людей в каждую площадку и вовремя заправлять. Во-вторых, многие объекты связи расположены на крышах, куда доставить и установить генератор невозможно", — отметила начальница отдела связей с общественностью компании Vodafone Виктория Рубан.

Какие требования государства к операторам

НЦУ подготовил распоряжение, определяющее требования для мобильных операторов и интернет-провайдеров по подготовке к отсутствию электроснабжения до 72 часов. Кроме того, к 1 октября не менее 60% базовых станций мобильной связи в каждой области, должны получить автономное резервное питание, к 1 ноября – 70%, к 1 декабря – 80%, а к 1 февраля 2025го – 100%.

Во время отключения света мобильные операторы и интернет-провайдеры обязаны:

  • координировать работу технических бригад, обеспечивающих работу базовых мобильных станций: включают генераторы, заменяют аккумуляторы;
  • обеспечить мобильные базовые станции альтернативными источниками питания.
  • информировать Национальный центр оперативно-технического управления сетями о проблемах поддержки устойчивости услуг;
  • известить граждан о перебоях с мобильной связью и интернетом во время длительных отключений.

Смогут ли операторы поддерживать связь по 10 часов без света

Как отмечает Станислав Прибитько, в течение последних двух лет мобильные операторы нарастили инвестиции в закупку генераторов и аккумуляторов, в частности, литийных, обеспечивающих работу базовых станций без внешнего питания. Однако при долгих отключениях все равно возникают проблемы. Кроме специального оборудования компаниям нужны квалифицированные сотрудники, которых в последнее время не хватает.

"Мы работаем с подрядными организациями, сотрудников которых мобилизуют. Поэтому не исключено, что скоро операторы могут столкнуться с проблемой, когда источники резервного питания закуплены, а устанавливать и обслуживать их некому", — рассказали в lifecell.

В Vodafone отметили, что удвоили запланированные инвестиции в энергонезависимость после атак ВС РФ на украинскую энергетику весной этого года. Общие затраты компании в этом направлении за 2022-2024 годы превысят 674 миллиона гривен. В свою очередь представитель "Киевстара" отметил, что за время полномасштабной войны инвестиции компании в энергонезависимость достигли 1 миллиарда гривен.

В издании подчеркнули, что для выполнения требования о 10 часах связи во время блэкаутов операторам, вероятно, придется вкладывать еще больше средств. В Vodafone говорят, что обеспечили 100% определенных СНБО критически важных объектов, что поможет удержать связь в течение минимум трех суток. В "Киевстар" также уверяют, что делают все возможное для обеспечения связи при блэкаутах, в частности закупают стационарные генераторы и оборудуют источниками бесперебойного питания многоквартирные дома.

"Критически важные объекты снабжены генерирующими мощностями, чтобы связь была в течение как минимум трех суток в случае полномасштабного блэкаута", — заявили в компании.

При этом операторы отмечают, что физически не могут обеспечить альтернативное питание для всех базовых станций. Кроме того, аккумуляторы полностью разряжаются за 4 часа и требуют не менее 8 часов стабильного питания. Поэтому во время отключений компаниям часто приходится расставлять приоритеты, выбирая какие базовые станции обеспечивать в первую очередь.

"Наш выбор происходит с точки зрения обеспечения максимального покрытия. Поэтому, к сожалению, в периоды отключений покрытие не будет сплошным", – объяснили в lifecell.

Напомним, по данным Forbes, чтобы обеспечить связь во время отключений электроэнергии в течение 10 часов мобильным операторам и провайдерам придется потратить не менее 3 млрд гривен.

Также сообщалось, что в Украине вырос спрос на подключение оптоволоконного интернета, который может работать без света, поэтому ждать своей очереди украинцам приходится минимум месяц.