Нафтогазпром. Кто оплатит поглощение Газпромом украинской трубы

Если Газпром и Нафтогаз договорятся о совместном предприятии и объединят активы, заплатить за это придется украинскому бизнесу и потребителю

Мир трясет нефтяная лихорадка – конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке ежедневно подталкивают цены вверх. Для Украины это означает не только подорожание бензина, но и значительное увеличение стоимости газа. "Уже сейчас можно говорить о том, что цена за тысячу кубометров газа во втором квартале 2011 года достигнет $300", – уверен замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. Хотя пока "Газпром-Сбыт Украина" называет цифру в $275 за тысячу куб. м во втором квартале.

Но чтобы держать украинскую экономику в напряжении, вполне достаточно и $264 в первом квартале 2011-го. От стоимости энергоносителя зависит работа металлургии, машиностроения, химической промышленности. Цены на голубое топливо – ускоритель роста стоимости многих продуктов, в частности продовольствия и услуг ЖКХ. На этом фоне продолжаются переговоры между НАК "Нафтогаз" и "Газпромом" о создании совместного предприятия. Но это не только не решит проблему, но и может поднять цену на газ, переложив на плечи отечественных потребителей расходы по освоению российских месторождений.

Кому платить

В будущее СП Украина внесет газотранспортную систему, Россия – месторождения газа в Астраханской области и на полуострове Ямал. Для России ценность сделки очевидна: она позволит полностью подчинить трубу, по которой идет три четверти российского газа, поставляемого в Европу. Для Украины преимущество пока только одно – возможность получить инвестиции в восстановление трубы. На московской конференции "Актуальные проблемы украинской энергетики" Алексей Миллер четко дал понять: пересмотра газового контракта на основании создания СП не будет. А дешевого газа собственной добычи, о котором говорит Россия, предлагая свои месторождения, придется ждать несколько лет. "Пока неизвестно, какое именно Ямальское месторождение нам предлагают. Но в любом случае на разработку месторождений нужно будет потратить 7–10 лет, вложив в это примерно $10 млрд. В то время как украинская ГТС уже работает и приносит деньги", – говорит эксперт Владимир Сапрыкин. По данным главы "Газпром-Сбыт Украина" Анатолия Подмышальского, в 2010 году Россия заплатила Украине за транзит газа $2,6 млрд.

При этом вопрос о том, чьи деньги пойдут на освоение месторождений и реконструкцию ГТС, потребности которой Алексей Миллер оценил в $6,5 млрд., остается открытым. Собственных средств на эти цели нет ни у "Газпрома", ни у "Нафтогаза". Чистая прибыль первого за 9 месяцев 2010 года составила $11,2 млрд., а второго – $85,6 млн. "У "Газпрома" сейчас слишком много трат на строительство газопроводов, освоение месторождений и прочее, чтобы он мог вкладывать свои деньги в СП. У "Нафтогаза" их просто нет", – рассказывает эксперт Dragon Capital Денис Саква. Деньги придется брать взаймы на мировых рынках. Причем на имя "Газпрома", поскольку, по предположениям г-на Саквы, "Нафтогаз" может одолжить не более $1,6 млрд. Оценить, на каких условиях компании смогут взять кредит, довольно сложно – примеров для сравнения кредитов таких размеров компаниям такого ранга явно недостаточно. Но, по подсчетам Фокуса, взятые в кредит на 20 лет $16,5 млрд. (10 – на освоение месторождений и 6,5 – на ГТС) даже без учета платы по процентам добавят к цене тысячи тонн газа примерно $21. Платить же эти дополнительные деньги будут потребители – обе газовые компании решили выставлять покупателям счет за потребленный газ в полном объеме, а значит, расходы на инвестиции тоже будут учтены в тарифе.

Впрочем, дойдет ли дело до модернизации украинской ГТС, – еще вопрос. "Обязательств по модернизации ГТС "Газпром" не дает. Если посмотреть на практику российских инвестиций, например, в нефтепереработку, видно, что они много обещают, но в результате ничего не происходит. Тем более что труба, несмотря на многолетние прогнозы ее краха, работает и так", – уверен директор энергетических программ Центра "Номос" Михаил Гончар. То есть кредит СП в первую очередь будет брать на освоение месторождений, а это еще плюс $12,5 к цене тыс. кубометров, по подсчетам Фокуса. Реформа ГТС будет отложена на неопределенное время, тогда как украинские потребители заплатят за развитие "Газпрома".

Недолгая отсрочка

Впрочем, несмотря на то что "Газпром" ведет переговоры о совместном предприятии, их цель – слияние с "Нафтогазом". Алексей Миллер несколько раз недвусмысленно заявлял, что СП – только переходная форма сотрудничества, и они делают все, чтобы компании составили одно целое. Взамен глава "Газпрома" предлагает украинскому правительству снизить цены "до уровня внутрироссийских".

Обещание весьма расплывчатое. Во-первых, в России отказались от дотирования потребителей за счет низкой цены на газ, и в ближайшие годы тарифы должны стать рыночными. Во-вторых, приведя цены для Украины в соответствие с российскими, "Газпром" потеряет львиную долю прибыли. "Газпром зарабатывает именно на украинском рынке – самом большом в Европе. Кроме того, в остальных странах потребление газа постоянно падает", – объясняет Геннадий Рябцев. По прогнозам управляющего директора Института энергетики (Кельн, Германия) Кристиана Гровитша, к 2050 году 80% европейских потребностей в энергоресурсах будет удовлетворяться за счет возобновляемых источников. Терять в такой ситуации 40-миллиардный рынок было бы, по меньшей мере, недальновидно. Тем более что, по словам Михаила Гончара, после слияния установление тарифов станет делом исключительно корпоративным – полностью контролируя всю ГТС, "Газпром" сможет самостоятельно решать, какой газ и по каким ценам подавать в систему. Неубедительно выглядит и обещание загрузить после слияния всю украинскую трубу (в 2010 году по ней прошло 98 млрд. куб. м газа при 142 млрд. куб. м проектной мощности) и дать возможность бюджету увеличить доходы от транзита. Обещая это, "Газпром" не отказывается от строительства альтернативных газопроводов – Северного и Южного потоков. "Если они будут построены, их в любом случае нужно будет заполнять, чтобы оправдать вложенные инвестиции. Соответственно, при оптимистичном сценарии потребления газа в Европе, украинским и белорусским газо-проводам останется только 40 млрд. транзитного газа в год", – рассуждает управляющий директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

А главное – всегда остается вероятность, что повторится история с Харьковскими соглашениями. Тогда, пролонгировав соглашение о дислокации Черноморского флота, да еще и по прежней стоимости аренды, от России удалось добиться лишь 100-долларовой скидки на тысяче кубометров газа. Но после подорожания нефти в мире Украина получила цены на газ немногим ниже, чем в Европе, которая и находится гораздо дальше от месторождений, и место под флот не отдавала.

Слить или не слить?

Председатель правления НАК "Нафтогаз" Украины Евгений Бакулин на конференции, организованной Фондом Адама Смита, рассказал Фокусу, кто будет финансировать разработку российских месторождений, и о том, что вопрос слияния с "Газпромом" остается открытым

Пока официальная позиция НАК "Нафтогаз" по поводу создания совместного предприятия с ОАО "Газпром" такова: "Мы ведем расчеты, и сложно сказать что-то конкретное". Однако эксперты подсчитали, что разработка месторождений, которые в случае создания СП предлагает "Газпром", обойдется примерно в $10 млрд. У НАК "Нафтогаз" их просто нет. Кто же вложит деньги в эти месторождения?

Как правило, в совместных предприятиях деньги вкладывают обе стороны. Часть необходимых средств будет заемная, а часть – собственная. Пока сложно сказать, в каком соотношении. Когда конкретно определится, будет этот проект работать или нет, тогда можно будет сказать и сумму, и график вложения средств, и на каких деньгах будет работать это СП.

В конце февраля глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил о том, что в Москве заинтересованы не в СП, а в слиянии. И что сейчас будут делать все, чтобы склонить украинскую сторону к такому решению. Однако премьер Николай Азаров высказался против.

Нас можно склонить только экономической заинтересованностью. Азаров говорил это тогда, когда мы не видели экономической выгоды. Но если экономическая эффективность будет в этом вопросе видна, то мы наверняка к нему вернемся. Тем более что тогда этот разговор мы еще не закончили.

В "Газпроме" обещают низкие цены для потребителей. Это достаточный экономический эффект от слияния?

Мы говорим о том, что Украина должна видеть перспективу любого совместного предприятия, в которое войдет НАК "Нафтогаз", как сегодня, так и через пять или десять лет. Должны быть учтены все национальные интересы страны и перспективы развития, чтобы она не была ограничена в возможности заниматься какой-то деятельностью. Это важно учитывать особенно тогда, когда подписываешь договора о совместной деятельности. Это непростые вопросы, и такие решения никогда быстро не принимаются. Взвешиваются все за и против, делаются просчеты по многим направлениям, рассматриваются альтернативы по развитию традиционных или нетрадиционных видов топлива. И только потом, с учетом развития всей промышленности Украины, могут быть приняты решения.

Вы все время говорите об СП. А в "Газпроме" дают понять, что в этом не заинтересованы.

Вы же знаете, что у нас свобода слова. Мы тоже говорим, рассуждаем, задаем вопросы.

Наталия Гузенко, Фокус