Сладкие кони

Богатые украинцы с энтузиазмом тратят деньги на автомобили класса люкс. Чтобы подчеркнуть статус,  за роскошные машины выкладывают целые состояния

Дорогостоящие машины дилеры относят к сегменту high luxury. По оценкам директора компании Auto-Consulting Олега Омельницкого, нижняя ценовая планка для автомобилей класса премиум начинается с 30 000 евро и заканчивается суммой в 500 000 евро. Всего в сегменте high luxury в прошлом году было продано 393 автомобиля, в 2006-м – 206.

Однако к самым роскошным и дорогим авто относят Maybach, Rolls-Royce и некоторые модели Bentley. Входной билет в этот престижный клуб владельцев шикарных "коней" обойдется примерно в 500 млн. евро. В 2007-м таких автомобилей в Украине было продано 25 штук – почти в два раза больше, чем в предыдущем году (13).

"Законодателями более широкого премиум-сегмента являются Lexus, Mercedes-Benz, BMW и Audi. За ними с ощутимым отставанием идут премиум-бренды японских производителей Acura и Infinity, затем следуют европейцы Jaguar и Porsche", – рассказывает Олег Омельницкий. По данным компании Auto-Consulting, в 2007 году объем этого рынка составил 1900 автомобилей, что немногим больше, чем в 2006-м.

Стараниями серых дилеров марка Lexus давно стала наиболее продаваемым премиум-брендом. Но официально Lexus появился в Украине только осенью минувшего года. В октябре открылся официальный салон марки – "Лексус Сити Плаза", принадлежащий дочерней компании торгового дома Sumitomo Corporation "Тойота Украина".

Автомобилями Jaguar и Porsche в Украине торгует компания "Виннер", владельцем которой является Иван Гинянский – американский бизнесмен, украинец по происхождению. Компания Гинянского также продает люксовые модели Volvo. Половина владельцев внедорожников Porsche Cayenne – дамы, утверждают дилеры. А автомобили Jaguar предпочитают люди публичные.

Еще один японский премиум-бренд – Infiniti – получил официального представителя в стране только в 2007 году – компанию "Ниссан Мотор Украина". Правда, в отличие от Lexus, на сегодняшний день Infiniti – наименее известный отечественным покупателям бренд. Основные продажи дорогих "японцев" до сих пор приходились на серых дилеров, продающих машины дешевле, чем официальные дистрибьюторы.

С такими объемами украинский рынок давно превратился в один из самых привлекательных в Европе для производителей авто класса люкс и стал вторым в Европе после России.

Украинские потребители роскошных автомобилей отличаются особыми пристрастиями. К примеру, в соседней России популярность Mercedes не так велика, более престижными там считаются шведские бренды – Volvo и SAAB.

Тариэл Васадзе
Почётный президент корпорации «УкрАвто», народный депутат


Народный депутат от Блока Юлии Тимошенко и владелец крупнейшей автомобильной корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе контролирует около трети рынка дорогих и очень дорогих автомобилей. Входящие в корпорацию компании продают Mercedes, а сын влиятельного автопромышленника Вахтанг возглавляет подразделение, торгующее американскими Cadillac.

Самой дорогой автомобильной маркой, которую продают компании, принадлежащие семье Васадзе, является Mercedes-Benz Maybach. Корпорация DaimlerChrysler выпускает Maybach на платформе последних версий Mercedes S-класса. Эта марка считается одной из самых роскошных и дорогих в мире и является полноправным конкурентом Rolls-Royce и Bentley.

В 2007-м было продано три автомобиля Maybach. Стоимость каждого из них – не ниже 400 000 евро. Кроме того, в минувшем году компания «АвтоКапитал», входящая в структуру «Укр­Авто», продала 1697 машин Mercedes по средней цене 60 000 евро.
Все включено. Гендиректор компании «АвтоКапитал» Виктор Степаненко отмечает, что, выбирая машину класса люкс, люди готовы платить не только за комфорт, но и за статус марки
Все включено. Гендиректор компании «АвтоКапитал» Виктор Степаненко отмечает, что, выбирая машину класса люкс, люди готовы платить не только за комфорт, но и за статус марки

По словам генерального директора компании «АвтоКапитал» Виктора Cтепаненко, авто Mercedes М-класса покупают активные люди в возрасте 30–60 лет (в основном мужчины), зарабатывающие от $90 тыс. долларов в год. Поклонники S-класса – состоятельные мужчины 40–60 лет, обычно владельцы бизнеса, имеющие доход не менее $250 тыс. в год.

«В Украине много состоятельных и состоявшихся людей, которые могут позволить себе не только купить, но и содержать автомобили класса люкс, подчёркивая тем самым свой статус», – считает Виктор Cтепаненко. По его мнению, люди ценят высокий уровень безопасности и комфорта, которым отличаются автомобили Mercedes-Benz, и за это они готовы платить.

Несмотря на то, что подразделения компании «УкрАвто» активно продают автомобили в премиум-сегменте, в конце 2007 года в графе ведомостей о транспортных средствах, находящихся в личной собственности, Тариэл Васадзе патриотично указал легковой автомобиль ЗАЗ-965, прозванный в народе «горбатым».
Сергей Кривошея

Совладелец салона Bentley


Автосалон Bentley 4 года назад открыли несколько компаний, которые на тот момент уже давно присутствовали на автомобильном рынке. По словам г-на Кривошеи, идея принадлежала Виктору Постельникову. К проекту подключились компания «Еврокар», представитель «Фольксваген-групп» и Банковская акционерная страховая компания. «Все мы уже были состоявшимися людьми в бизнесе, и просто захотелось чего-то нового. Ведь Bentley это не столько прибыльный проект, сколько престижный и имиджевый», – рассказал Фокусу Сергей Кривошея.

Открытие автосалона Bentley не в последнюю очередь являлось делом чести: «Мы хотели это сделать ещё и потому, что в странах Восточной Европы нет такого салона. Так что для нас это было вопросом престижа», – говорит бизнесмен.

И хотя средняя цена Bentley составляет 250 тыс. евро, желающих приобрести машину хватает – некоторым покупателям автомобиль приходится ждать почти год. Сегодня в Украине зарегистрировано около 300 авто этой марки, примерно половина из них была куплена в официальном автосалоне. По словам Сергея Кривошеи, все Bentley обслуживаются на сервисной станции салона. Это вызывает у дилеров определённые трудности: «Представьте, что весной все 300 автомобилей практически одновременно приезжают на техобслуживание, и ни одному клиенту мы не можем отказать. Приходится проявлять чудеса дипломатии и скорости обслуживания», – смеётся г-н Кривошея.
Александр Тимофеев

Генеральный директор компании «АВТ Бавария»


– Мы продаём в среднем два автомобиля Rolls-Royce в год, – говорит г-н Тимофеев, опираясь на сверкающее крыло огромного лимузина. – Хотя с начала 2008 года мы уже заключили три контракта. Сейчас в Украине 12 автомобилей Rolls-Royce. Мы продали 7, остальные были привезены не нами. Rolls-Royce – самый дорогой автомобиль в мире: его цена составляет полмиллиона евро. Эта сумма включает четыре года гарантии и бесплатное обслуживание в течение этого срока.

– Кто покупает эти автомобили?
– По моим наблюдениям, бизнесмены, достигшие вершин в своём бизнесе.

– Какими ещё автомобилями торгует компания?
– Мы продаём BMW, Mini и BMW Alpina. Из автомобилей BMW активнее всего продаются модели третьей и пятой серий, а также класса X5. Сейчас приходит на рынок новая машина X6. В 2007 году мы продали 1600 автомобилей. На самом деле рынок поглотил гораздо больше, поскольку большое количество автомобилей завозится серыми дилерами. В общей сложности Украина покупает около 2,5 тыс. автомобилей BMW в год.

– Насколько быстро растёт рынок автомобилей класса люкс?
– В среднем на 20–25% в год. Сейчас доля автомобилей люкс увеличивается пропорционально росту всего рынка. Хотя ещё пять лет назад доля сегмента автомобилей класса люкс была больше.

– Почему люди тратят деньги на предметы роскоши?
– Достигший успеха человек хочет подчеркнуть свою индивидуальность, хочет чем-то выделяться. Вероятно, поэтому так легко продаются автомобили марки BMW Alpina. Этот автомобиль делается индивидуально и никогда не повторяется.
Роман Кузьмин

Генеральный менеджер департамента продаж «Тойота Украина»


Стараниями серых дилеров марка Lexus давно стала наиболее продаваемым премиум-брендом. Но официально Lexus появился в Украине только в конце прошлого года. В октябре 2007-го генеральный менеджер департамента продаж «Тойота Украина» Роман Кузьмин открыл официальный салон марки «Лексус Сити Плаза». Компания вложила в создание салона 600 тыс. евро, а на программу продвижения бренда Lexus в Украине выделила около 5 миллионов евро.

В планах официального дилера Lexus – потеснить законодателей автомоды Mercedes, BMW и Audi. Две тысячи официальных Lexus – это доля, на которую рассчитывают в компании. Правда, серые дилеры продают в два раза больше. Но Роман Кузьмин не намерен уступать: только в марте 2008 года салон «Лексус Сити Плаза» продал 49 автомобилей, модельный ряд которых имеет широкий ценовой спектр – от 42 000 до 115 000 евро.
Виктор Постельников

Генеральный директор и владелец «Автомобильной группы VIPOS»



Предприниматель Виктор Постельников владеет контрольным пакетом «Автомобильной группы VIPOS» – официального импортёра немецких автомобилей Audi. В 2007 году компания Постельникова также получила право представлять в Украине итальянский бренд Lamborghini. Эксперты оценивают стоимость «Автомобильной группы VIPOS» в сумму $130 млн.

Цена автомобилей Audi класса люкс достигает 180 тыс. евро. Спортивные автомобили Lamborghini, способные развивать скорость до 350 км/час, обойдутся покупателю в сумму от 228 до 400 тысяч евро.
По словам Виктора Постельникова, мужчины составляют 75% покупателей дорогих машин. «Эти люди ведут активный образ жизни, предпочитают спортивный стиль вождения, ценят качественные, стильные и высокотехнологичные предметы», – говорит предприниматель. «Кроме того, в мире больших денег машина является не только средством передвижения, но и элементом идентификации», – убеждён г-н Постельников.

Персональный автомобильный парк самого бизнесмена состоит из восьми машин – в их числе несколько Audi, один Bentley и микроавтобус Volkswagen. Г-н Постельников обновляет свой автопарк приблизительно раз в полтора года. Причём на автомобили стоимостью ниже $80 тыс. он сознательно не обращает внимания.
50 самых влиятельных людей роскошной Украины