Что происходит с курсом гривны: реалии и прогнозы

После четырех лет упорной поддержки стабильности гривны Нацбанк постепенно отпускает курс нацвалюты

Пожилая продавщица мелкой хозяйственной утвари, установившая свой нехитрый лоток возле столичного "Детского мира", громко выкрикивает: "Продаю доллары, евро! Курс — обменников!" В субботу, 25 января, "курс обменников" означает продажу по 8,60 UAH/USD, покупку — по 8,43 UAH/USD. В это время найти доллары в лицензированных обменниках в одном из столичных спальных районов — на Позняках — практически нереально. "Долларов нет",— отвечают репортеру Фокуса в очередном банковском филиале. К понедельнику, 27 января, нелегальные менялы становятся основным источником наличной валюты в столице: банки с большой неохотой продают доллары. По данным портала finance.ua, 28 января наличный курс достигает 8,480/8,639 UAH/USD.

За минувшие два месяца (с 27 ноября по 27 января) гривна подешевела на 4,7%, или 39 копеек. Это больше, чем за минувшие четыре года. Что происходит? Страна на грани революции. Было бы странно, если бы украинцы, для которых основным показателем экономической стабильности всегда был курс гривны, не бросились скупать инвалюту. К середине декабря еженедельный объем скупки валюты украинскими гражданами достигал $400–500 млн. Нацбанк при этом практически не вмешивался в работу украинского валютного рынка, наблюдая за обвалом гривны.

Смутное время

Первый ощутимый скачок курса гривны за истекшие два месяца произошел вскоре после начала стихийного движения евромайдана и сразу после разгона мирного протеста ночью 30 ноября. Тогда понедельник, 2 декабря, начался для валютчиков резким ростом курса доллара, продолжавшимся всю следующую неделю. Киевляне двинулись в банки "переворачивать депозиты", то есть менять гривневые вклады на долларовые. По данным НБУ, за последний месяц 2013-го объем гривневых депозитов увеличился всего на 0,3%. Это означает, что на самом деле объем депозитов сокращался, а рост стал возможен в основном за счет процентов, начисляемых на вклады.

Итого в первую неделю декабря гривна на межбанковском рынке подешевела с 8,24 UAH/USD до 8,29 UAH/USD. Чтобы сбить ажиотаж, Нацбанк несколько раз выходил с масштабной продажей валюты банкам. Девальвация замедлилась, но вернуть курс на докризисный уровень в декабре не удалось: НБУ боялся спалить все международные резервы на поддержку курса. Для справки: с апреля по ноябрь 2013-го резервы НБУ сократились более чем на треть — с $25,2 млрд до $18,8 млрд, что составило менее 2,5 месяца покрытия импорта. При этом минимально приемлемой нормой считается 3 месяца.

В конце декабря ситуация на валютном рынке изменилась. Украина привлекла $3 млрд российского кредита, и с учетом выплат по внешним долгам в конце минувшего года резервы НБУ подросли до $20,4 млрд. При этом паника среди населения начала сходить на нет, гривна стабилизировалась на отметке около 8,29 UAH/USD, и экономисты перестали прочить нацвалюте скорую девальвацию. Но с наступлением 2014 года курс доллара вновь пополз вверх. С 3 по 27 января нацвалюта потеряла 40 копеек стоимости.

Проблема, конечно, не только в политической нестабильности. В первых числах декабря важным фактором давления на курс стал валютный аппетит банков: у них оказалось достаточно много лишней гривны при дефиците доллара. Причем повышенный банковский спрос наблюдался и спустя месяц, несмотря на новогодние праздники, обычно сопровождающиеся затишьем.

По словам банкиров, после принятия репрессивного пакета законов парламентом 16 января главным скупщиком долларов снова стало население. Суммарный объем торгов валютой на межбанке на прошлой неделе (20–24 января) побил рекорды, составив $11,8 млрд. Это вдвое выше среднего еженедельного объема торгов в 2013 году ($5,8 млрд).

К середине января НБУ уже имел достаточный запас прочности, чтобы гасить панику на валютном рынке хотя бы частично. Но регулятор самоустранился и, казалось, просто наблюдал за сползанием гривны. Почему Нацбанк не вмешивался в ситуацию, не понимал практически никто из профессиональных участников валютного рынка и макроэкономистов. "Это был тот самый момент, когда логика не помогала понять цели и тактику НБУ", — говорит руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. А ведь в последние четыре года гривна держалась на уровне 8 UAH/USD благодаря исключительно усилиям Нацбанка.

Директор исследовательского центра "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук иронизирует — наверное, после огромных потерь международных резервов в последние два года чиновники НБУ усвоили один из законов макроэкономики: стабильный курс — это не всегда хорошо. Снижение стоимости местной валюты может помочь росту экспортных продаж местного производителя и, как результат, экономике. Зная это, многие страны ведут друг против друга валютные войны — соревнуются, кто больше девальвирует денежную единицу. "Посмотрите, что происходит с валютами развивающихся рынков: только за январь российский рубль и турецкая лира просели на 5,5%", — говорит начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. Международный валютный фонд который год подряд рекомендует Киеву отпустить гривну, прекратив жертвовать экономическим ростом.

Если НБУ действительно решился на девальвацию, он сможет сэкономить свои резервы и улучшить платежный баланс страны, считает Сологуб. "Десятипроцентная девальвация сократит дефицит текущего счета платежного баланса на процент-полтора — в зависимости от того, как будут вести себя валюты других государств", — подсчитал экономист.

Сколько стоит гривна

Старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики им. Петерсона и специалист по экономике Украины Андерс Ослунд считает, что стоимость гривны может легко опуститься до 9–10 UAH/USD. Аналитики международного инвестбанка J.P. Morgan считают, что спрос населения на валюту в этом году будет куда выше, чем в 2013-м, и к концу нынешнего года гривна опустится до 9,3 UAH/USD. Причем для поддержания ее даже на таком уровне НБУ придется потратить очень много резервов – в среднем по $500 млн в месяц или $6 млрд за год (против $3,2 млрд в 2013 году).

Но столь резкое снижение стоимости валюты (более 20–30% к официальному курсу, то есть 9,6 UAH/USD) может не положительно, а, наоборот, губительно сказаться на экономике. Население еще не полностью рассчиталось по валютным кредитам, взятым до кризиса 2008 года. "При сильной девальвации начнутся проблемы у заемщиков, привлекавших кредиты в валюте", — говорит заместитель председателя правления UniCredit Bank Сергей Маноха. К тому же это серьезно разгонит темпы инфляции в Украине, считает Сологуб.

Тем не менее далеко не все опрошенные Фокусом эксперты ожидают значительную девальвацию. "Нынешний курс 8,6 UAH/USD уже неоправданно высок, доллар должен стоить немного дешевле по отношению к гривне", — убежден заместитель председателя правления банка "Финансы и Кредит" Игорь Львов. При поддержке России НБУ может держать курс на уровне 8,5 UAH/USD, считает Боярчук.

Решил вернуться

В понедельник, 27 января, Нацбанк решил, наконец, хоть немного успокоить валютный рынок. Как правило, НБУ удовлетворяет не больше 25% спроса банков на валюту. На этот раз он погасил половину банковских заявок. "В тот день НБУ продал банкам значительный объем валюты", — констатирует Маноха. По оценкам нескольких его коллег, 27 января НБУ залил в экономику от $100 до $500 млн. Суммарный объем торговли валютой на межбанке при этом вновь обновил рекорд и составил $4,44 млрд. На следующий день НБУ снова вышел с интервенцией.

В итоге к обеду вторника, 28 января, доллар подешевел на межбанке на 6 копеек — с 8,62 до 8,54 гривны за доллар (курс на продажу). До наличного рынка эта волна к тому моменту еще не дошла.

Эта интервенция НБУ не мешает аналитикам UniCredit Bank (Украина) прогнозировать девальвацию гривны уже в I квартале текущего года — при том условии, что политические потрясения продолжат распространяться по всей стране. "НБУ показывает некоторую готовность обеспечить более глубокую девальвацию", — отмечают в украинском UniCredit Bank.

И все же зачем Нацбанк допустил значительную девальвацию гривны в январе (чего до сих пор в течение четырех лет не делал), а затем резко влил в валютный рынок большой объем средств? Не исключено, что регулятор действительно готов девальвировать гривну, дабы прекратить расходовать громадные ресурсы из международных резервов на поддержку ее курса. Однако при этом он пытается показать обществу, что держит курс под контролем.

"Если НБУ уйдет с валютного рынка, а политический кризис еще больше усугубится, то, как показывает опыт Беларуси 2011 года, девальвация может стать неконтролируемой", — заключает Сологуб. За год до президентских выборов это явно не входит в планы Национального банка.

Дарина Марчак, Фокус