Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Китай замыкает все потоки на себя

Китай замыкает все потоки на себя

До 2025 года Китай потратит триллионы долларов, чтобы перекроить карту мировых грузоперевозок. Дешёвое сырьё для промышленности и снижение цен на транспортировку китайских товаров в Старый и Новый Свет может стать новым драйвером экономики Поднебесной

000

8 декабря в испанский Мадрид должен прибыть железнодорожный состав с 82 контейнерами товаров из Китая. Казалось бы, ординарное событие — десятки подобных составов приходят в логистические центры по всей Европе. Если бы не одно "но": это первый поезд, который прибудет в Европу напрямую из Китая всего за 21 день: по южному сухопутному коридору "нового Шёлкового пути", в обход удлинявшего путь российского Транссиба.

Пока китайские составы следуют через Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию и Францию. Но этот путь не единственный, в будущем поезда пойдут по ещё более короткому маршруту: от Пекина через Узбекистан, Афганистан, Иран, Турцию и Болгарию.

Это лишь один из нескольких десятков инфраструктурных проектов Китая, разбросанных по всему миру. Проектов, которые могут перекроить мировую карту грузоперевозок так же, как в XIX веке её перекроило появление паровозов и пароходов.

Транспортировать по-новому

По данным совместного исследования PricewaterhouseCoopers (PwC) и аналитической компании Oxford Economics, к 2025 году инвестиции в мировую логистику — порты, железные дороги, каналы и хабы — вырастут более чем вдвое, до $9 трлн в год. Для сравнения: в 2012-м этот показатель составлял только $4 трлн. Всего за 10–12 лет в подобное строительство, по прогнозу PwC, будет вложено около $78 трлн. 60% из них придётся на Азиатско-Тихоокеанский регион, в основном за счёт проектов Китая. Инфраструктурные проекты под названием "Нить жемчуга" протянутся от материкового Китая до побережья Персидского залива. Плюс — железные дороги, порты в Евросоюзе и даже строительство "нового Панамского канала" на территории Никарагуа, где Китай получил в концессию территорию сроком на 100 лет.

По словам Джай Куна, эксперта Китайского института современных международных отношений, стратегических целей такого строительства две. С одной стороны, КНР обеспечивает себе "стратегические опоры" в различных регионах мира. С другой — масштабное строительство, новые рабочие места и колоссальные инвестиции тесно интегрируют экономику этих регионов с китайской экономикой.

Нажмите для увеличения

Транспортная инфраструктура Китая

В первом случае речь идёт не только о наращивании военной мощи, хотя на Западе до сих пор уверены, что при случае порты "Нити жемчуга" будут использованы в качестве базы для китайских ВМС. Строя порты в третьих странах и связывая их сухопутными путями со своей территорией, Китай обеспечивает себе и экономическую безопасность. Все внешнеэкономические связи Пекина зависят от морского транспорта. В Китае опасаются, что его главный антагонист в мировой торговле — Соединённые Штаты — может легко заблокировать торговые пути. Ведь побережье Китая окружают союзники США: Сингапур, Тайвань, Филиппины. При этом чем больше стран и регионов будут экономически зависимы от Поднебесной, тем серьёзнее будет страховка в случае обострения отношений со Штатами.

Порты, каналы и железные дороги

Все инфраструктурные проекты Китая (см. Дракон расправил крылья) по преследуемым целям можно разделить на четыре большие группы. Первая — это обеспечение энергоресурсами. Около половины нефти страна получает из Персидского залива, танкеры на этом пути должны преодолеть несколько "узких мест". Самое опасное — Малаккский пролив. В нём множество пиратов — больше, наверное, только у берегов Сомали. Кроме того, пропускная способность пролива ограничена. Достаточно всего одного потерпевшего крушение корабля для создания пробки. Это делает энергоресурсы для Китая существенно дороже. Обход пролива — официальная цель "Нити жемчуга". Почти все нанизанные на неё порты предусматривают сообщение с различными регионами Китая по суше, включая трубопроводы и железные дороги. Для этого же предназначен канал через перешеек Кра в Таиланде — он должен прорубить ещё одно окно между океанами. Вторая цель — развитие сухопутных маршрутов доставки китайских товаров. Они не зависят от военной "погоды на море" и быстрее морских иногда в 20 раз, что позволяет с меньшими затратами выполнять срочные европейские заказы, которые сейчас зачастую доставляются по воздуху. Пекин экспериментирует с различными схемами: проектирует железные дороги через Россию, Среднюю Азию и Ближний Восток, строит на границе с Казахстаном логистический центр Хоргос, от которого будут расходиться маршруты по всей Евразии. Третья стратегическая цель — инвестиции в Европейский союз. Китаю нужны собственные порты на территории ЕС для того, чтобы создать полную транспортную цепочку. Тут успех пока что один: греческий порт Пирей. Наконец, последняя цель, которую ставили перед собой разработчики долгосрочной логистической программы Китая, — инвестиции в будущие мировые центры роста экономики. Прежде всего в Африку. Здесь китайские компании строят железные дороги, порты и автострады для того, чтобы получить доступ к дешёвому сырью из стран, на которые до сих пор не обращали внимания западные инвесторы.

Не все проекты Китая проходят гладко. Например, в Мьянме правительство пока отложило строительство железной дороги в Китай через горный хребет. Она должна была стать ещё одним путём в обход Малаккского пролива. Дэн Стейнбок, директор исследований международного бизнеса американского Института Индии и Китая, связывает это с политической нестабильностью в Мьянме, которая, впрочем, по его прогнозу, закончится в следующем году. Кстати, причиной политических разногласий в стране стал как раз внешнеполитический курс. В республике пытаются определиться, с кем лучше идти на сближение: с Китаем или с Индией и США. Вполне возможно, что подобные проблемы возникнут и в других странах. Но это уже не изменит главного — перекройки мировых транспортных потоков в пользу Китая.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.