Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Сообразить на двоих. Почему BlaBlaCar станет платным и как сервис усилит безопасность его пользователей

Сообразить на двоих. Почему BlaBlaCar станет платным и как сервис усилит безопасность его пользователей

Руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазоренко рассказал Фокусу о коммерциализации и безопасности сервиса, а также о том, какими перспективными шеринговыми проектами могли бы заняться украинские предприниматели

020

В мире растёт спрос на шеринговые сервисы — сайты, на которых человек может поделиться с другими частью имеющихся у него свободных ресурсов, будь то общая поездка на автомобиле, выполнение несложного поручения или продажа ненужных вещей. Кризис 2008–2009 годов, от которого так до конца и не оправилась мировая экономика, породил целое поколение "новых бедных" — достаточно образованных людей, стремящихся вести активную социальную жизнь, модно одеваться и путешествовать, но не имеющих для этого средств. Шеринговые сервисы как раз позволяют им это делать, затратив меньше денег, чем при пользовании традиционными видами услуг. К примеру, благодаря сервису совместных поездок BlaBlaCar передвигаться между городами можно дешевле, чем на поезде или автобусе.

Одна из неотъемлемых частей продвижения подобных сервисов — "евангелизация", убеждение потенциальных пользователей в том, что продукт преследует цель принести не только прибыль владельцам, но и пользу для общества, и второе якобы важнее, чем первое. Глава украинского подразделения французского сервиса совместных поездок BlaBlaCar Алексей Лазоренко идеально вписывается в роль "евангелиста шеринговой экономики" — он много и с удовольствием говорит о преимуществах новой модели потребления.

В Украине BlaBlaCar работает более двух лет. Сколько людей вам за это время удалось увлечь идеей совместных поездок?

— Украина — один из наиболее быстро развивающихся рынков среди стран, в которых работает наш сервис. Лишь за последний год в Украине зарегистрировалось более миллиона новых пользователей. Практически все эти люди уже ездили при помощи BlaBlaCar. Показательный пример: в один из летних выходных по маршруту Киев — Одесса водители сервиса предложили 4 тыс. пассажирских мест. Это 80 плацкартных вагонов. То есть мы уже весомый игрок на транспортном рынке, который влияет на пассажирскую логистику страны.

Кто ключевой клиент BlaBlaCar? Считается, что вы ориентированы в основном на хипстеров.

— Ядро аудитории — это действительно молодые люди в возрасте 25–30 лет, хотя на самом деле наша ауди­тория очень широкая. Это люди, которые знают цену деньгам и стремятся рационально распоряжаться своим бюджетом.

"Это вызов шеринговой экономике. Проблема безопасности существует, и, признаюсь, до конца не понятно, как возникновение подобных инцидентов изначально предотвратить"

 

Алексей Лазоренко

о недавнем убийстве под Киевом водителя, взявшего в поездку попутчиков через BlaBlaCar

Недавно вы заявили о том, что через несколько месяцев, как и в большинстве стран, начнёте взимать комиссию с пассажиров в размере 20% от стоимости поездки, забронированной онлайн. Вы уверены, что украинцев не отпугнёт коммерциализация сервиса? 

— Даже с учётом комиссии сервиса использование BlaBlaCar для пассажиров обычно более выгодно, чем традиционные виды перевозок, иногда поездка с попутчиком на его авто дешевле в несколько раз.

Экономия экономией, но как насчёт безопасности? Этим летом под Киевом убили водителя, взявшего незнакомых людей в поездку через BlaBlaCar.

— Этот случай — беспрецедентная история. BlaBlaCar уже более десяти лет работает во многих странах, но ничего подобного никогда не происходило. К сожалению, это неизбежное проявление закона больших чисел в нашей жизни — когда у тебя обширная выборка, то даже при ничтожно низкой вероятности наступления какого-либо события оно может случиться. При использовании традиционного транспорта тоже бывают трагедии.

Но безопасность — это не частная проблема BlaBlaCar, а бич любых шеринговых сервисов. Достаточно посмотреть на число скандалов с онлайн-площадкой для краткосрочной аренды частного жилья по всему миру Airвnв: сексуальные домогательства, слежки за гостями, появление в сданной квартире неадекватного хозяина после приёма наркотиков…

— Да, это вызов шеринговой экономике. Проблема безопасности существует, и, признаюсь, до конца не понятно, как возникновение подобных инцидентов изначально предотвратить.

Но я бы безопасность не назвал бичём сервисов совместного пользования ресурсами. В шеринговой экономике саморегулирование работает достаточно хорошо. Благодаря системе оценок и отзывов от предыдущих контрагентов мы имеем возможность верифицировать благона­дёжность своего потенциального визави. "Костяк" сервисов совместного использования составляют как раз люди с очень хорошей репутацией.

"В Берлине сейчас работает более десятка компаний, предоставляющих каршеринг. Часовая аренда авто стоит 5-7 евро, гораздо дешевле, чем такси. На мой взгляд, эта идея сейчас просто "горит", и украинским предпринимателям стоит воспользоваться моментом"

На эту тему провели уже множество социологических исследований. Лично мы опросили более 18 тыс. человек в Европе, кому можно более доверять — человеку с хорошей онлайн-репутацией: заполненным профилем в социальных сетях и на шеринговых сервисах, имеющему много позитивных откликов (так называемый социальный капитал), или своему соседу и коллеге по работе. Более 80% респондентов ответили, что склонны больше доверять человеку с хорошей онлайн-репутацией. Сеть действительно позволяет гораздо быстрее и лучше узнавать людей, чем в офлайне. Чтобы что-то выяснить о человеке, нужно услышать мнение о нём как минимум нескольких других людей. В том же BlaBlaCar это можно сделать за пару минут, просмотрев отзывы о водителе предыдущих его пассажиров и посмотреть на выставленные ими оценки.

Водители автобусов не борются с вами, как таксисты с Uber?

— Как-то был иск автобусного лобби в Испании. Нас обвиняли в ценовом демпинге и нечестной конкуренции. Однако суд полностью отклонил требования истцов, подтвердив, что BlaBlaCar строго соблюдает законы. Правительства тех стран, в которых мы работаем, относятся к нам достаточно позитивно. К примеру, во Франции, где родился BlaBlaCar, под наш сервис даже адаптировали законодательство — ввели юридическое определение совместной поездки и совместных затрат на поездку. Все прекрасно понимают, что шеринговые сервисы необходимы для экономики. Мы длительное время потребляли неразумно много ресурсов. Задача сокращения потребления энергоносителей и сырья стоит достаточно остро, и шеринговые сервисы помогают её решать. Поэтому глупо вставлять нам палки в колёса.

К украинским властям это тоже относится? Проблемы зарегулированности бизнеса, несовершенства фискальной политики, коррупции вас затрагивают?

— Мы успешно работаем на многих развивающихся рынках с несовершенным законодательством и высоким уровнем коррупции: в Бразилии, Мексике, Индии, Турции. Украинские чиновники далеко не самый худший вариант публичной администрации. Несмотря на проблемы, общие для всех постсоветских стран, чувствуется, что Украина меняется к лучшему.

Вы не боитесь, что в постсоветских странах с BlaBlaCar произойдёт та же история, что с Facebook и "ВКонтакте" — появится локальная копия сервиса, которая перетянет на себя существенную часть пользователей?

— Тут немного разные кейсы. Клоны BlaBlaCar регулярно появляются во всех странах, где мы работаем, и даже в тех странах, куда ещё не зашли. Но эти проекты обычно нежизнеспособны. Уникальность BlaBlaCar не в функционале сайта, который скопировать предельно просто, а в большом числе лояльных клиентов. У нас 35 млн активных пользователей.

Для привлечения такого количества посетителей на сайт, чтобы водители с высокой долей вероятности могли найти пассажира, а пассажиры водителя, нужно вкладывать в сервис большие инвестиции на протяжении длительного времени. В общей сложности в BlaBlaCar уже вложили $300 млн, и сейчас мы продолжаем реинвестировать в развитие всю прибыль.

Чтобы перехватить лидерство у BlaBlaCar, нужно или придумать какие-то небывалые инновации, которых в подобных сервисах существовать даже теоретически не может, либо выйти на рынок с космическими бюджетами, попросту говоря, перекупить наших клиентов.

Пока единственный пример успешной конкуренции с нами — это китайский сервис Didi, который работает в сегменте как внутригородских поездок, так и междугородних. Это очень сильный игрок с миллиардными бюджетами. Пытаясь бороться с Didi в своём сегменте, Uber "сжёг" миллиарды долларов, но в итоге им пришлось с Didi объединиться. Поэтому нам, вероятно, на китайский рынок выйти будет сложно.

Но я не думаю, что в СНГ возможно появление сильного конкурента. Основатель Facebook Цукерберг долгое время не уделял постсоветскому пространству достаточного внимания, поэтому у создателя "ВКонтакте" Дурова была возможность завоевать этот рынок. Мы же изначально старались покрывать своим присутствием как можно больше стран, мы работаем от Лиссабона до Владивостока.

Вы говорите, что пока реинвестируете всю полученную прибыль. Когда вы начнёте извлекать деньги из проекта?

— Глобально BlaBlaCar раскрыл свой потенциал не больше чем на 20%. Очень много стран, где нас всё ещё нет. Даже там, где мы есть, мы должны расти. К примеру, во Франции, где возник BlaBlaCar, нашим сервисом пользуются около 15% населения. Это довольно много, но даже там сообщество до сих пор растёт с ускорением. Мы понимаем, что в этой стране пользователей у нас может быть гораздо больше. Кроме междугородних есть пригородные, внутригородские поездки. Не исключено, что однажды нам будет что предложить и в этом очень конкурентном сегменте.

Кроме того, у нас большой социальный капитал — лояльная аудитория, и мы можем её использовать для запуска новых сервисов. Идей на самом деле может быть очень много. По сути шеринговыми проектами пронизана вся наша жизнь. Мы приглашаем друзей переночевать у нас дома, договариваемся о совместных поездках на машине, одалживаем деньги и инструменты… Сейчас технологии позволили расширить круг такого peer-to-peer взаимодействия от "друзья и семья" до планетарного масштаба и делать всё те же привычные вещи, только уже с миллионами людей по всему миру.

Какие шеринговые проекты, на ваш взгляд, в Украине могут оказаться интересными для локального бизнеса?

— Украина в этом плане следует мировым трендам. Здесь есть сервисы продажи ненужных вещей (OLX), поиска совместного жилья, поездок на автомобиле, использования рабочего пространства, финансовых ресурсов, своего времени, образования или талантов — проекты типа "Метнись кабанчиком", на котором можно найти исполнителя для таких несложных разовых задач, как уборка или доставка документов. Другое дело, что подобными сервисами пока охвачена небольшая аудитория и их проникновение достаточно легко углубить.

Если же говорить о конкретных проектах, которые бы мне хотелось здесь поскорее увидеть, — в Украине пока нет сервисов каршеринга, кратковременной аренды автомобилей. Если вам нужна машина на несколько часов, это очень удобно. При помощи приложения вы ищете ближайшую машину, едете на ней, куда вам необходимо, и оставляете там машину. Вам не нужно беспокоиться о парковке или возврате автомобиля на станцию проката. К примеру, в Берлине сейчас работает более десятка компаний, предоставляющих подобные услуги. Часовая аренда авто стоит 5-7 евро, гораздо дешевле, чем такси. На мой взгляд, эта идея сейчас просто "горит", и украинским предпринимателям стоит воспользоваться моментом.

Фото: из личных архивов

2
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.