Стартап на миллион. Как сервис отслеживания транспорта смог раскрутиться без денег на рекламу

Фото: vesti-ukr.com
Фото: vesti-ukr.com

Основатель EasyWay Иван Шерстюк рассказал Фокусу о том, как львовская реформа системы общественного транспорта привлекла внимание к сервису, о противоборстве с чиновниками и о тысяче гривен, зря потраченных на раскрутку

Related video

Сервис EasyWay на днях отметил своеобразный юбилей — 1 миллион скачиваний мобильного приложения, и это только для Android. При этом с начала работы сервиса на его раскрутку (сайта, мобильных приложений, виджетов) потратили всего 1 тыс. грн.

Фокус поговорил с основателем EasyWay Иваном Шерстюком о том, с какими сложностями он столкнулся, строя свой бизнес, и как работа приложения сказалась на системе муниципального транспорта украинских городов.

Битвы с чиновниками

Созданный украинцами в 2011 году сервис EasyWay работает в Польше, Сербии, Хорватии, Молдове, Казахстане, но самый большой охват городов, конечно, в Украине. "Мы с партнером решили создать такой сервис под Евро-2012. Отчасти он был нацелен на туристов, мы делали его для их комфорта", — рассказывает Иван Шерстюк.

Привлечь к сотрудничеству коммунальные транспортные предприятия украинских городов оказалось непросто. "В 2013-м мы написали 50 официальных писем — в каждый крупный город. Получили 15 ответов, хотя по закону должны были получить все 50. Из 15 был только один положительный — от Киевпастранса, — вспоминает Шерстюк.

Со столичным коммунальным предприятием партнерские отношения были оформлены документально: подписан договор, более того, Шерстюк стал советником главы компании по IT-вопросам. Он рекомендовал установить GPS-оборудование на кольцевую электричку, и к этой идее прислушались. Однако отношения с владельцами частных маршруток пока не складываются, договориться с ними не могут уже около трех лет.

С остальными городами приходилось вести долгие переговоры, чтобы те согласились предоставлять данные о передвижениях транспорта. В чем причина, Иван не знает: то ли бюрократия мешает, то ли сказывается боязнь новшеств. Часто чиновники придумывали отговорки. Во Львове, например, переживали, что частные перевозчики установят программу, будут отслеживать автобусы и специально обгонять их, чтобы отобрать пассажиров. Но потом gps-устройствами оборудовали и муниципальный, и частный транспорт и проблема была решена.

Мы с партнером решили создать такой сервис под Евро-2012. Отчасти он был нацелен на туристов, мы делали его для их комфорта


Иван Шерстюк
основатель EasyWay
Fullscreen
Иван Шерстюк основатель EasyWay

Иногда предложение о сотрудничестве просто игнорировали. "В Харькове не открывают данные о передвижениях транспорта, с Ивано-Франковском даже судились — там все данные оказались не у города, а у какого-то монополиста, который говорил: "Хочешь — плати", — делится Шерстюк. Со своими единомышленниками ему даже пришлось инициировать в 2017 году изменения в постановление Кабмина №835, которым устанавливается перечень данных, подлежащих обязательному обнародованию. Теперь сведения о передвижениях муниципального транспорта должны быть открытыми.

Неразбериха в помощь

Стать популярным сервису помогла реформа общественного транспорта во Львове, точнее, хаос, который она вызвала. 1 января 2012 года, готовясь к чемпионату по футболу, городские власти поменяли схемы движения, упразднили некоторые маршруты. Многие львовяне терялись — не знали, на чем доехать из пункта А в пункт Б. "У нас же была адекватная информация, многие люди заходили к нам, чтобы узнать, чем ехать. Вот тогда был всплеск активности", — рассказывает Иван Шерстюк.

Основатели сервиса запустили его без внешних инвестиций. Для старта в 2011 году вложили свои деньги — около $30 тыс., а уже в 2013-м им удалось "выйти в ноль", зарабатывая на рекламе и обслуживании корпоративных клиентов.

На продвижение сервиса в Сети была потрачена 1 тыс. грн, причем, по словам Ивана, ощутимого эффекта это не принесло. "Мы потратили деньги на AdWords, получили 200 человек на сайте. Поняли, что это невыгодно, и больше на раскрутку не тратили", — говорит Шерстюк, объясняя растущую популярность сервиса его качеством.

Сейчас EasyWay сотрудничает с Google, предоставляя информацию о транспорте для карт. А уход "Яндекса" в свое время стал причиной развития сервиса. Например, пользователям не нравилось, что в EasyWay нет возможности видеть движение всего транспорта сразу, разработчикам пришлось оперативно дополнять функционал.

Сегодня на карте сервиса — 56 городов, в 16 работает GPS-система, которая дает возможность отслеживать движение транспорта в реальном времени.