Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Спецпроект</span> Голубое дело. Как в Закарпатье появились плантации голубики
Компания героев. Спецпроект при поддержке Укргазбанк

Спецпроект Голубое дело. Как в Закарпатье появились плантации голубики

Несколько лет назад при помощи Укргазбанка в Закарпатье появились плантации голубики. Выращивание этой ягоды не только сулит хорошие барыши владелице бизнеса, но и помогает развитию местной громады

000

В 2015 году в заброшенном саду бывшего колхоза в селе Великие Лучки недалеко от Мукачева вновь появились работники. Киевский предприниматель Наталья Пукшин решила разбить плантацию голубики на месте 100 га сада, превратившегося в непроходимые заросли. Так начала работу компания "Блу Беррі".

Однажды во время поездки в Польшу Пукшин попробовала голубику и решила: такая ягода должна расти и в Украине. Обычно аграрии с осторожностью относятся к закладке промышленных плантаций новых ягод — ягодник требует больших инвестиций, а прибыль начинает приносить лишь спустя несколько лет. При этом проблематично предсказать спрос на ягоду, объёмы закладки плантаций конкурентами и ценовые тренды. Если повезёт, можно "озолотиться", но реально и прогореть.

С идеей выращивать голубику Пукшин не ошиблась. Ещё четыре года назад в украинских супермаркетах продавалась лишь импортная ягода, её покупали очень мало. В основном — рестораны. Но благодаря моде на здоровый образ жизни сегодня голубика не менее популярна среди украинцев, чем малина или клубника. Покупателя можно найти без проблем. При этом цена на голубику гораздо выше, чем на традиционные для Украины ягоды.

Цена ошибки

Выбор на Закарпатье пал не случайно — это один из самых чистых регионов страны. А экологичность продукции — хорошее подспорье в продвижении продукта, который считается полезным суперфудом. Однако при поиске участка возникло немало юридических вопросов. Земля колхозного сада лет 20 как распаёвана между местными жителями. "У нас до сих пор идёт работа по заключению договоров. Уже сейчас их около 2 тыс.", — рассказывает предприниматель. Арендовать землю Пукшин старается на длительный срок, объясняя: голубика плодоносит около 40 лет.

Цена ошибки при закладке плантации высока. Голубика начинает приносить хороший урожай примерно на 4-5-й год. Ягоду нужно сажать в подготовленный грунт, ей должно хватать солнечных лучей, но главное — влаги. Поэтому в "Блу Беррі" решили не надеяться на природу и каждый участок ягодной плантации закладывали вместе с системой капельного орошения. Предприниматель выбрала комбинированный вариант израильских и польских оросительных систем, монтировали капельный полив украинские специалисты.

Цена ошибки при закладке плантации высока. Голубика плодоносит
около 40 лет

В этом году помимо систем капельного орошения выкопали оросительный канал, откуда берут воду для полива. Пукшин рассказывает, что раньше они использовали воду из близлежащей реки, но этой весной возникла проблема. Из-за обильных дождей в воде было много примесей, фильтры в системе забивались за 1,5-2 часа.

"Оросительная система — дорогое удовольствие. Поэтому для закупки и монтажа привлекали кредитные средства", — рассказывает владелица плантации. Кредит в 4,5 млн грн в 2017 году предоставил Укргазбанк. Помимо прокладки систем орошения, этих денег хватило на закупку 44 тыс. голландских саженцев голубики для новой плантации. Несмотря на дороговизну проекта, предприниматель о привлечении кредита не жалеет. "В прошлом году у нас два месяца не было осадков, если бы не орошение, для молодых посадок засуха могла стать губительной", — поясняет Пукшин.

Отдав с вырученной за урожай прибыли кредит, в этом году Пукшин заняла у банка ещё 10 млн грн. Средства пошли на закладку новых ягодников и пополнение парка техники. "Механической работы много. К примеру, в междурядьях нужно постоянно выкашивать траву", — рассказывает предприниматель и шутит, что косят как на лучших английских газонах: непрерывно. Но это не перфекционизм, а технологическая необходимость. Голубику в Закарпатье выращивают без применения ядохимикатов. Капризная ягода не любит агрохимию, кроме того, это требование международной сертификации безопасности пищевой продукции. "У нас 95 га голубики уже сертифицированы по системе GlobalGap. Мы взяли на себя обязательства выращивать качественную и безопасную для здоровья ягоду", — поясняет владелица "Блу Беррі".

Предприниматель убеждена, что системный и взвешенный подход к бизнесу позволяет компании выполнять финансовые обязательства и развиваться. В 2018 году Пукшин прогнозирует прибыль "Блу Беррі" около 16 млн грн.

Температура продаж

Вырастить ягоду — это полдела. Нужно её доставить к потребителю. Просто загрузить продукцию в машину и привезти в точку продажи не получится. Голубика должна попадать к покупателю сладкой, упругой и не водянистой. Для этого её отправляют на реализацию уже на следующий день после сбора, в специальных машинах с холодильными камерами, где поддерживается стабильная температура. Более того, по горным дорогам Закарпатья авто может ехать со скоростью не выше 60 км/ч. "Если ехать быстрее, от тряски ягода может потерять характерный белый налёт", — поясняет Пукшин. Для транспортировки продукта компания нанимает перевозчиков, которые неукоснительно придерживаются выбранной схемы доставки.

Вырастить ягоду — это полдела. Нужно её доставить к потребителю. Просто загрузить продукцию в машину и привезти в точку продажи не получится

В "Блу Беррі" решили самостоятельно организовывать логистику после того, как в прошлом году к ним приехал заказчик на обычном легковом автомобиле. Ягода предназначалась для перепродажи. Покупателю отказали в отгрузке, понимая: с такой транспортировкой качество ягоды пострадает.

Желание создать успешный ягодный бренд во многом определило выбор торговых партнёров. "Блу Беррі" сегодня поставляет голубику в 600 магазинов сети Fozzy Group, также налажено сотрудничество с сетями "Ашан" и Metro. У этих ретейлеров хорошие распределительные центры. Там есть соответствующие условиях хранения.

Пока "Блу Беррі" работает с ягодой лишь в сезон: собрали и тут же на продажу. Голубики немного, поскольку плантации закладывали на протяжении трёх лет и на разных участках постепенно увеличивается урожайность. Так будет ещё 3-4 года. После этого ягодник выйдет на стабильные урожаи. Пукшин говорит, что к этому времени стоит рассмотреть, как минимум, вариант заморозки и переработки ягод. Тогда присутствовать на рынке компания сможет не только в летний сезон.

Немаловажно и то, что грамотно построенный бизнес способен принести жизнь в депрессивные регионы. В селе, где расположены плантации "Блу Беррі", мало фермерских хозяйств. Благодаря Пукшин у местных жителей появилась возможность получить работу недалеко от дома. На сегодня в выращивании ягоды задействовано 175 человек. "90% наших работников — это местные. В киевском офисе работают всего несколько человек. Они занимаются в основном вопросами продажи", — говорит предприниматель. Владелица ягодной плантации убеждена, что диалог с местной громадой и человеческое отношение к работникам даёт возможность создать успешное предприятие. "Большинство из тех, кто у меня работает, родились в Закарпатье и хотят, чтоб их работа на родной земле была успешной", — рассказывает она.

Пукшин считает, что, несмотря на сложности ведения бизнеса и нерешённые вопросы с мораторием на продажу земель, в Украине можно делать агропроекты, которые принесут не только прибыль, но и пользу обществу. Успех "Блу Беррі" — лучшее тому доказательство.

Земля раздора

Оксана Крыжановская

старший партнёр юридической компании ALEXANDROV&PARTNERS, о том, почему агробизнесу важно налаживать коммуникацию с пайщиками

— Для начала стоит понять, кто такой пайщик. В большинстве случаев это либо люди преклонного возраста, либо те, кто получил пай по наследству. Поэтому пайщики поступают так, как все остальные в селе: сдают землю в аренду компании по той же цене, что и все.

Сейчас идёт борьба агробизнеса за пайщиков. Компании, которые не всегда работают добросовестными методами, ищут "слабое" звено среди пайщиков, чтобы вытеснить конкурента путём его изнурения в судебных процессах. Именно с такой ситуацией связана большая часть исков пайщиков против арендаторов. Примеров, когда пайщики подают иски по собственной инициативе — крайне мало. В нашей практике был случай, когда против директора одной из компаний крупного агрохолдинга возбудили уголовное дело по статье 254 Уголовного кодекса Украины "Бесхозяйственное использование земель". Клиент якобы использовал вещества, которые привели к потере плодородия почвы. Дела по этой статье весьма сложны с точки зрения доказательной базы, в них нужна глубокая юридическая работа и специальные экспертные знания. Сложно представить, что пожилая пайщица вникала в тонкости Уголовного кодекса. На самом деле конкурент избрал метод создания правовых проблем, а также понижения авторитета нашего клиента среди пайщиков.

Мелкие аграрии и крупные агрохолдинги сегодня сталкиваются с проблемой удержания пайщиков, за которых борются конкуренты. Этот вопрос не всегда находится в юридической плоскости. Гораздо чаще он связан с вопросами коммуникации, социальной ответственности, построения бизнес-процессов.

Например, в нашей практике было обращение от агрохолдинга по вопросу массового отказа пайщиков работать с ними. Изначально клиент обратился за оценкой юридических перспектив подачи исков к пайщикам в результате их неправомерных действий. Но подавать иски к своим пайщикам равнозначно самоубийству — пойдёт цепная реакция среди собственников земли и будет ещё хуже. Юридически подавать иски было абсолютно верно, но с точки зрения эффективности ведения бизнеса — нет.

Мы провели исследование документов (это юридическая часть), выехали на местность, оценили ситуацию в отношениях клиента и пайщиков (это уже бизнес-вопрос). Оказалось, что пайщики даже не знали, с кем они работают, к кому обращаться в случае возникновения вопросов (то есть имела место непрозрачность в работе агрохолдинга), с ними не проводились собрания. В результате для клиента разработали комплекс мероприятий, которые позволили сбалансировать ситуацию, и эти мероприятия лишь на 30% касались юриспруденции.

Чисто бизнес

Михаил Медко

директор департамента малого и среднего бизнеса Укргазбанка, о том, что открытость клиента – главный залог его успешности у банка

— К бизнесу по выращиванию голубики в Укргазбанке подходили взвешенно: изучали рынок и ценовые прогнозы, даже сейчас в департаменте МСБ банка помнят хронологию сотрудничества с компанией "Блу Беррі".

В феврале 2017 года мы начали изучать бизнес клиента — в какой-то степени новый для нас, ведь подобных предприятий в Украине не так уж много. Те, что есть, не всегда раскрывают свои технологии, поэтому статистики по этой отрасли добиться непросто. Соответственно, банкам тяжело просчитать бизнес, спрогнозировать риски и объективно подойти к оценке проекта. Увы, это зачастую "убивает" даже потенциально привлекательные начинания предпринимателей, которым необходим доступ к банковским ресурсам.

Но нам всегда интересны клиенты, которые хотят развиваться, у которых большие планы, на которых, собственно, держится экономика. Укргазбанк как раз и ориентирован на малый и средний бизнес. Разумеется, клиент стал нам интересен, мы поверили в его бизнес и дальнейшее его развитие. Теперь очевидно: приняв участие в этом проекте, мы не ошиблись.

В 2018-м работать с клиентом было гораздо проще — мы его уже знаем, располагаем собственной статистикой, видим, как развивался бизнес с нами и без нас. И сезон этого года, хотя он ещё не закончился, — тому подтверждение. Клиент пока не достиг "максимальной планки". Но на опыте, который он наработал, может расширяться, мне кажется, ещё не один год.

Вторая жизнь ягоды

Александр Соколов

генеральный директор компании Pro-Consulting, о том, почему аграриям выгодно инвестировать в производства по переработке ягод

— В прошлом году в стране существенно расширились производственные мощности по замораживанию ягод. В Тернопольской области начал работу комплекс шоковой заморозки (компания "Украина"), ещё один мощностью 10 т в сутки — в Житомирской области ("Украинская ягода"). На сегодня консервацией ягод (производством джемов, желе, пюре, паст и концентратов) в промышленных объёмах в Украине занимается около 50 компаний. Заморозкой ягод — более 15 компаний. Сушат и сублимируют ягоды около 10 предприятий. Основные ягоды, которые идут на переработку, это вишня (хотя формально она относится к косточковым культурам), малина, клубника и смородина.

У отечественного рынка переработки неплохие перспективы. Сейчас большая часть свежих и замороженных ягод отправляется на экспорт в Польшу, где их перерабатывают, а продукты переработки продаются дальше на Запад. Но производство и переработка ягод в Украине в большинстве случаев выгоднее, чем в той же Польше, которая считается одним из лидеров ягодного рынка Европы. Поэтому создание в Украине иностранных предприятий либо работа подрядчиком для европейских компаний имеет перспективы.

В мире существует тренд на органическую продукцию, поэтому на внешних рынках готовы переплачивать до 30% за украинские ягоды. Но лишь 8% из них идут на экспорт, отчасти из-за отсутствия предложения ягод высокого класса, отчасти из-за рисков ведения бизнеса в Украине.

Одним словом, высокая рентабельность как самих ягод, так и продуктов переработки — ключевой стимул для инвестиций в отрасль. Создание полного производственного цикла быстро окупается и приносит высокую прибыль. Но есть и препятствия — это нехватка инвестиций и рабочих рук, ведь украинцы гораздо больше получают, выполняя аналогичную работу в Польше.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.