Танец черных лебедят. При каких условиях в Украине упадет уровень ВВП и начнется девальвация
В конце 2018 года Фокус готовил экономический прогноз на следующий год. В то время предугадать исход президентских выборов было трудно. Однако уже тогда стало очевидно, что политическая турбулентность может преподнести неприятные сюрпризы. Разбираемся, как изменилась ситуация к июню
Неожиданные происшествия, которые кардинально меняют ход событий или работают как спусковой механизм кризисов, с легкой руки автора экономических бестселлеров Нассима Талеба принято называть черными лебедями. В первые дни после инаугурации президента, когда большинство его сторонников находилось в состоянии радостной эйфории, экономисты хватались за голову. Зеленский объявил о роспуске парламента, Гройсман заявил об отставке, и как раз в этот момент в Киев прибыла миссия МВФ обсудить возможность предоставления Украине следующего транша в рамках новой программы stand-by объемом $3,9 млрд.
Предыдущие договоренности с фондом предполагали, что транш $1,3 млрд в Украину поступит в мае 2019 года, следующий на аналогичную сумму придет в ноябре. Однако в нынешних условиях возможности выделить Украине деньги МВФ не нашел. Продолжить дискуссию фонд пообещал после парламентских выборов и формирования нового правительства. Это значит, что деньги МВФ в лучшем случае поступят в Украину лишь в конце года.
Только спокойствие
Несмотря на проблемы с траншем, радикально прогнозы экономисты не пересматривают. "Ситуация в Украине развивается почти так, как и ожидалось, с низким ростом ВВП около 3%, небольшим дефицитом госбюджета — вероятно, в пределах 2,5% ВВП", — говорит Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета.
По всей видимости, в ближайшие месяцы тенденция не изменится. Накопленный экономикой запас прочности позволит относительно спокойно пережить ближайший период политических бурь. А после формирования нового правительства сотрудничество с МВФ возобновится. "Пока радикальных изменений для пересмотра прогноза не видно, — подчеркивает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор "CASE Украина". — Основной параметр, который меняется, — задержка со средствами от МВФ. Однако после 21 июля (дата досрочных парламентских выборов. — Фокус) мы ожидаем, что этот вопрос успешно разрешится". Словом, реальных угроз для экономического пике в Украине эксперт не видит. Зато предполагает рост ВВП в пределах 2,5–3,0%, умеренное ослабление гривни и замедление инфляции.
Несмотря на перспективы сохранения стабильности, в ближайший период ситуация в украинской экономике вряд ли будет безоблачной
В рейтинговом агентстве IBI-Rating также сохраняют свой прежний прогноз относительно роста ВВП на 1–2%, который выглядит более пессимистичным по сравнению с ожиданиями международных организаций и других экспертов. "Корректировать прогноз пока не было необходимости, так как он изначально учитывал политическую турбулентность и усиление страновых рисков к концу года, что с избирательной кампанией не связано", — комментирует Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований IBI-Rating.
Птицы темные
Несмотря на перспективы сохранения стабильности, в ближайший период ситуация в украинской экономике вряд ли будет безоблачной. Основное беспокойство у экономистов вызывает рефинансирование внешнего государственного долга, успешность которого зависит от тесного сотрудничества с МВФ. Любой неожиданный поворот, который разрушит перспективы возобновления сотрудничества с фондом, для Украины может стать фатальным.
"Серьезные экономические последствия для нашей страны могут наступить в случае разрыва программы с МВФ, — говорит Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. — Худшим сценарием будет сознательный разрыв отношений с фондом, если новая власть пойдет на откат ранее проведенных реформ. Также высок риск, что новый парламент не сможет сформировать коалицию и правительство, так что западным партнерам в Украине попросту не будет с кем договариваться". По мнению эксперта, реализация этих двух сценариев означает дефолт, падение национальной валюты и снижение доверия к стране со стороны инвесторов.
Для раскачки ситуации оказалось достаточно даже провокационных заявлений о дефолте со стороны Игоря Коломойского. Андерс Аслунд выразил надежду, что Коломойский не окажет реального влияния на экономическую политику. В команде президента уже заявили, что ни о каком дефолте речь не идет. Однако пока непонятно, как будет развиваться ситуация вокруг национализированного ПриватБанка. "Мы ожидаем, что Владимир Зеленский не допустит денационализации ПриватБанка и поддержит позицию НБУ и Министерства финансов", — комментирует Глеб Вышлинский. Он уверен, что без отмены решения Окружного административного суда Киева по ПриватБанку Украина новый транш МВФ не получит.
Расшатать ситуацию может и введение с 1 июля 2019 года новой модели рынка электроэнергии. Готовящаяся реформа энергорынка, предполагающая переход к конкурентному ценообразованию, — требование Евросоюза. Однако представительства ЕС и Европейского инвестиционного банка в Украине рекомендуют отсрочить ее запуск из-за того, что к этому не готовы украинские регуляторные нормы, а также IT-системы, в связи с чем рынок может заработать неправильно. Сами же участники энергорынка опасаются его монополизации и роста цен. А глава Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимур Хромаев заявил, что реализация реформы в сегодняшнем виде создает большие риски, и предложил Нацбанку и Минфину созвать в связи с этим внеочередное заседание Совета финансовой стабильности. Снять напряженность может отсрочка внедрения нового энергорынка на срок до одного года. Но пока решение подвешено в воздухе.
- Читайте также: Шанс на транш. Каких, МВФ, реформ тебе не хватает?
С синицей в руке
Сохранение экономического роста в пределах 2–3% в год, о чем сегодня так беспокоятся в Украине, отнюдь не тот результат, к которому действительно нужно стремиться. Фактически то, что сейчас видится как достижение, создает риски для развития страны в перспективе.
Виктор Шулик опасается, что в отдаленном будущем отсутствие ноу-хау в развитии экономики, фаворитизм бюджетирования, провал трехлетнего бюджетного планирования, необдуманная финансовая и долговая политика, бессильная дипломатия, коррупция и институциональная слабость не позволят вывести Украину на новую орбиту. Тогда рост экономики в 5% и более так и останется недостижимым, а долговая петля продолжит затягиваться.
В итоге спустя более пяти лет после Революции достоинства страна снова оказалась на распутье. С одной стороны, окно возможностей экономического прорыва все еще открыто. С другой — государство подстерегают масштабные риски, способные разрушить даже ту шаткую стабильность, которая есть. И, наконец, серединный путь в виде сохранения этой стабильности ведет к стагнации и консервации бедности на долгие годы. Так что осталось выбрать приоритеты.