Кабмин наэлектризован: Гройсман предложил НКРЭКУ "не включать дурака"

Фото: Trust.UA
Фото: Trust.UA

Насалик с Кистионом обвинили Геруса в манипуляциях цифрами, Немилостивый поддержал Геруса

На фоне введения нового рынка электроэнергии на заседании украинского правительства 14 августа между членами Кабмина и профильными экспертами возникла перепалка из-за цен на электроэнергию для промышленности.

Как пишет "Левый берег", она началась с того, что профильный министр Игорь Насалик заявил, что "не только не произошел рост цен тепловых генерирующих станций, а они снизились" на 7-15%. А по "Энергоатому" зафиксирован рост на 30%, по "Укргидроэнерго" - на 35%.

По его словам, правительство собралось внести изменения в механизм публичных специальных обязательств. Это будет сделано, чтобы снизить стоимость ресурса для крупных промышленных потребителей, таких как металлурги и ферросплавщики.

Важно
Электрический пес. Что делать с энергорынком Украины
Электрический пес. Что делать  с энергорынком Украины

В свою очередь, представитель президента в Кабмине Андрей Герус заявил, что Насалик говорит неправду: "Если говорится о тарифе на тепловую генерацию, то в июне он составил 1,44 грн, а в июле-августе - почти 1,70 грн. Понижение это или повышение - это математика за третий класс".

Герус утверждает, что со стороны промышленности поступают массовые жалобы на рост стоимости электроэнергии. "Это самое большое разовое повышение цены за последние 25 лет. Такую реформу рынка вряд ли можно считать успешной. Хотя некоторые энергетические монополии стали зарабатывать на этом больше", - отметил он.

Насалик в ответ обвинил Геруса в манипулировании цифрами. "Вы работали в НКРЭКУ и знаете, что оптово рыночная цена (ОРЦ) не определяется по одному месяцу, а как правило, - по полугодию. Учите материальную базу", - сказал он.

В спор вмешался вице-премьер Владимир Кистион, также заявивший о манипуляциях.

"Если выросла цена, тогда давайте зададим вопрос: у кого и почему. Я смотрю, что 60% свободной энергии, за исключением той, что направляется на публичные специальные обязательства, реализуется по двусторонним договорам. Знаете по какой цене? 1,07 грн! ОРЦ в первом полугодии было 1,62 грн, а сейчас - 1,07 грн", - сказал он.

В ответ представитель Федерации работодателей Украины Виталий Немилостивый подтвердил слова Геруса. "Первый месяц работы в этом рынке показал, что фактическая цена для промышленных потребителей выросла на 20-35%", - сказал он.

По его словам, через месяц-два в Украине может остановиться до 40% малого и среднего бизнеса.

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что ответственность за рост цен лежит не на новом рынке, а на Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг. "Проблема у нас в том, что НКРЭКУ установила "Укрэнерго" 37 копеек дополнительного платежа. Вот откуда пошел рост - не от генерации, а от распределения", - сказал он.

Гройсман предложил дать поручение НКРЭКУ урегулировать цены для промышленности в связи введением рынка электроэнергии. "Пускай собирается это НКРЭКУ и пускай рассматривает. Пусть снижают эти тарифы и не включают нам дурака", - сказал премьер.

Напомним, USAID (Агентство США по международному развитию) заявило об успешности запуска нового рынка электроэнергии в Украине, при этом предложило исключить компенсацию "зеленого тарифа" из тарифа оператора системы передачи и положить ПСО на "Гарантированного покупателя".

Как ранее сообщал Фокус:

  • Закон "О рынке электроэнергии" был принят в апреле 2017 года. Он предполагает переход от работы по модели "единого покупателя" к полномасштабному конкурентному рынку, предусматривающему двусторонние договора между производителями и крупными потребителями, введение балансирующего рынка, рынка "на сутки вперед" и внутреннесуточного рынка. Новый рынок должен заработать с 1 июля.
  • Западные партнеры и международные организации рекомендуют отложить внедрение нового рынка. В частности, представительство ЕС и представительство Европейского инвестиционного банка в Украине рекомендовали отложить его внедрение на ограниченный период времени из-за неготовности важных регуляторных норм и IT-систем.