Скорая бизнес-помощь. Как работают программы корпоративной социальной ответственности
Украина в период пандемии коронавируса слабо справляется с решением многих социальных вопросов. В это время на помощь приходят сотни проектов крупного и среднего бизнеса, задача которых — реализовать программы в сфере здравоохранения, образования и экологии.
Сложный коронавирусный период показал, что бизнес с готовностью приходит на помощь обществу там, где государство не может этого сделать.
"Исповедуем общие ценности с клиентом" — такой девиз все чаще звучит в стратегиях крупных и небольших компаний. Умение объединяться и противостоять серьезным вызовам не раз спасало украинцев в трудные времена. Усилиями украинского бизнеса и волонтеров происходило обеспечение нашей армии обмундированием, медикаментами и спецоборудованием в начале военных действий на востоке Украины в 2014–2015 годах. А с началом эпидемии коронавируса усилия бизнеса были направлены на борьбу с пандемией и ее последствиями.
Но не только медицинские вопросы сегодня стоят на повестке дня в компаниях, где существуют программы корпоративной социальной ответственности. Речь идет также о проектах по спасению природы и редких видов животных, а также программах в сфере образования и науки. И пока богатые европейские государства собирают на благотворительных марафонах миллиарды для помощи беднейшим странам, украинские компании объединяют усилия для помощи своей стране.
Спасают жизни
Наибольшее количество проектов КСО в последний год замечено в сфере здравоохранения. Сеть строительных магазинов "Эпицентр К" одной из первых подключилась к финансированию противодействия СOVID-19. За 2020 год в компании выделили более 150 млн грн на закупку медицинского оборудования для больниц в разных регионах Украины. Но коронавирус опасен осложнениями в части сердечно-сосудистой системы, поэтому особенно важно оказывать квалифицированную и своевременную помощь пациентам с патологиями сердца.
В конце 2020 года компания выделила еще более 7 млн грн на закупку лечебного оборудования и ремонт отделений реанимации и реабилитации Национального института кардиологии им. Стражеско. В рамках этой помощи приобретено: 110 аппаратов ИВЛ, комплексы для неинвазивной вентиляции легких, дефибриляторы, специальные реанимационные койки и другое оборудование.
Сотни миллионов гривен вложили украинские компании в оборудование для отечественных больниц. И это не предел
Как правило, бизнес чаще всего реализует социальные программы в регионах своего присутствия, помогая местным общинам и региональной инфраструктуре. Например, компания Kernel активно закупала медицинское оборудование для лечебных учреждений Полтавской и Кировградской областей, где расположены производственные мощности предприятий. Группа "Метинвест" и меткомбинат имени Ильича помогают в борьбе с коронавирусом больницам Мариуполя. В рамках проекта они еженедельно передают 8–15 тыс. кубометров кислорода для обеспечения кислородной поддержки наиболее тяжелых пациентов больниц города. В течение прошлого года группа инвестировала 26,5 млн грн в строительство кислородной инфраструктуры, обеспечив 343 точки подачи кислорода к больничным койкам.
Большинство украинских компаний активно помогали государственным медучреждениям в начале 2020 года. Благодаря этому украинские больницы существенно улучшили медицинскую базу, а врачи получили необходимые средства индивидуальной защиты. Но есть компании, которые не прекращают свои социальные проекты в медицинской сфере до сих пор. Одна из таких — служба такси Uklon, которая cовместно с платформой ДонорUA, фондом "Варто жити" и компанией WOG запустила проект #таксидлядонора. В рамках этой инициативы компания осуществила более 20 тыс. бесплатных поездок для доноров в 16 городах Украины.
Позаботились компании и об обеспечении комфортных условий труда самих медиков. Сеть магазинов электроники и бытовой техники Eldorado всего за месяц в начале текущего года предоставила 100 комплектов техники больницам, которые в разных регионах Украины стали ключевыми в борьбе с COVID-19. Каждый комплект состоял из холодильника, стиральной машины, микроволновой печи, ноутбука и чайников.
Когда все вокруг только и говорят о коронавирусе, может показаться, что иных болезней не осталось. Конечно, это иллюзия. А значит, помощь бизнеса нужна и другим отделениям больниц. Чтобы обратить внимание и на остальные медицинские проблемы, в компании WOG вместе c платформой Dobro.ua провели акцию "Дорога добра". В итоге собрано более 3,2 млн грн, которые направили на масштабное переоборудование детской операционной в Национальном институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова, завершившееся в начале 2021 года. По данным института, только в этой операционной ежегодно смогут проводить до 600 операций.
А в банке ПУМБ нашли способ позаботиться о здоровье собственных сотрудников и помочь онкобольным детям. Там создали беговой клуб PUMBRUN. Все тренировки участников команды ПУМБ фиксируются в приложении Strava, суммируются и оплачиваются. За каждую пробежку более 3 км банк переводит средства в благотворительный фонд "Таблеточки". Карантин и локдаун не только не помешали этой инициативе, но стимулировали ее развитие — участники клуба пробежали уже более 42 тыс. км, а банк перевел более 100 тыс. грн на закупку лекарств для детей.
ВажноПрисоединились к социальной инициативе помощи онкобольным детям и в компании АТБ. В рамках акции в магазинах всего за две недели было собрано более 10 млн грн, которые направлены на закупку лекарств для детей в десяти онкоцентрах Украины.
Экология — приоритет
Большинство социальных проектов напрямую или косвенно касаются экологии, ведь производство очень часто несет риск загрязнения окружающей среды. Сокращая вредное воздействие на природу, компании в том числе получают имиджевую выгоду для себя, ведь потребители все чаще предпочитают продукцию социально ответственных брендов. Нередко такие компании получают поддержку от государства в виде дотаций или налоговых скидок. Тем более что у государства нет возможности решить в одиночку затратные экологические задачи.
Чтобы помочь экологии, нужны не только проекты бизнеса, но и работа парламента. Например, нужно усилить ответственность за вывоз мусора в леса и реки
Ярким примером может стать законопроект №2051, согласно которому уже в 2023 году Украина должна полностью отказаться от упаковки, загрязняющей природу. Но за полтора года депутаты так и не смогли рассмотреть документ во втором чтении. В то время как в Европе с 2021 года полностью отказались даже от пластиковой одноразовой посуды, в Украине проект поставили на паузу.
У населения также нет стимула, чтобы рационально использовать природные ресурсы или сортировать мусор. Ранее Фокус писал, что даже предусмотренные государством штрафы за несанкционированный выброс мусора никого не пугают: например, за выброс мусора из окна авто в Украине предусмотрен штраф 17 грн, в то время как в Европе — до €5 тыс. Такая позиция государства усложняет внедрение цивилизованного разделения и правильной утилизации мусора.
Решить проблему призван законопроект № 2207-1д, увеличивающий штрафы за засорение земель и нарушения в утилизации мусора. Но он тоже дожидается рассмотрения во втором чтении. Этот документ предусматривает не только повышение штрафов, но и создание Национального перечня отходов и информационной системы управления отходами. По замыслу авторов проекта, это позволит Украине запустить сортировку и переработку мусора и сократить до 2030 года уровень захоронения муниципальных отходов с 94% до 35%.
То, до чего у государства руки не доходят, успешно реализует частный бизнес. Например, компания "AB InBev Efes Украина" активно развивает четыре глобальных КСО-направления: эффективное сельское хозяйство, экологическая упаковка, противодействие изменению климата и бережное отношение к воде.
"Мы поставили перед собой амбициозные цели до 2025 года: расширить доступ к современным технологиям и решениям для тысяч фермеров, обеспечить доступность качественной питьевой воды в регионах с ее дефицитом, реализовать партнерство с поставщиками в целях увеличения доли переработанных материалов в упаковке и нарастить потребление электроэнергии из возобновляемых источников", — рассказывает Денис Хренов, и. о. генерального директора "AB InBev Efes Украина". По его словам, компания сегодня перерабатывает собственные отходы на 99%.
"В 2020 году мы завершили переход всех ПЭТ-линий на новую легкую преформу, это позволило нам сократить количество пластика на более чем 160 т за год. Двигаясь в направлении экономики замкнутого типа, компания продолжает работу по расширению использования оборотной тары и поиска более экологичных форматов упаковки. Мы также заботимся об эффективном использовании водных ресурсов — вследствие уменьшения количества потребляемой для производства воды и ее повторного использования для технических целей за два года было достигнуто 6% экономии", — отмечает Денис Хренов.
ВажноЭкологические инициативы также в числе приоритетов компании Сarlsberg. С 2017 года в Carlsberg Ukraine внедрена программа по устойчивому развитию "Цель 4 НОЛЯ: вместе для будущего", задача которой — уменьшение углеродного следа, экономия воды, снижение безответственного потребления алкоголя и предотвращения несчастных случаев на рабочем месте. В компании рассказали, что для достижения НОЛЯ углеродного следа Carlsberg Ukraine фокусируется на упаковке: в прошлом году оборотная бутылка составила около 40% от общего количества стеклянной тары. Также по результатам 2020 года в компании увеличили на 5% использование биогаза, заменив им 15% природного газа.
Многие компании включают в программу КСО проекты по озеленению. Например, главный экобанк Украины Укргазбанк помимо финансирования сотен проектов по энергоэффективности еще и партнер социально-экологического проекта "Київ квітучий". Основная цель этого сотрудничества — озеленение столицы, формирование экокультуры у жителей города и создание комфортного жизненного пространства в мегаполисе.
Сила знаний
Принято считать, что большинство современных профессий в будущем автоматизируют. Исследователи уверены, что профессии водителя, журналиста, оператора кол-центра вскоре исчезнут. Но опыт пандемии показал, что не все процессы могут быть автоматизированы, тем более это не случится так быстро.
Динамичный сектор украинской экономики — сфера IT. IT-компании практически дерутся за каждого будущего айтишника уже со школьной скамьи
Отличный пример — сельское хозяйство. Агрокомпании не только не прекратили работу в карантин, но наращивали производство. Благодаря этому доля агросектора в ВВП по итогам 2020 года составила 26%. Аграрная сфера больше других нуждается в новых специалистах. Чтобы повысить престиж профессии и удержать в регионах хороших специалистов, крупные агрохолдинги запускают программы стажировки для студентов последних курсов специальностей "Агрономия", "Животноводство" и "Растениеводство". Например, агрохолдинг Kernel сотрудничает с 11 вузами Украины в рамках своей программы "Kernel шанс". Кроме того, в компании предлагают студентам 4–5-х курсов пройти оплачиваемую стажировку от пяти до девяти месяцев или производственную практику в компании. Лучшим соискателям предлагают постоянную работу. Подобная программа есть также в компаниях ИМК и агрохолдинге HarvEast.
Динамичный сектор украинской экономики — сфера IT. Украинские технические специалисты давно получили признание в Европе и США. Потому IT-компании практически дерутся за каждого будущего айтишника еще со школьной скамьи. Например, компания Genesis провела уже девять авторских ІТ School, во время которых ее сотрудники в течение десяти недель передают свои знания и опыт будущим коллегам. Затем команды студентов готовят финальный проект, а лучшие могут получить предложение и остаться работать в компании. У компании GlobalLogic также есть несколько образовательных программ для студентов, которые они проходят в НТУ КПИ, "Львовской политехнике" и Харьковском национальном университете радиоэлектроники. В рамках IT Academy компании SoftServe разработан 61 обучающий курс для студентов разного уровня подготовки. По данным компании, более 70% студентов таких курсов становятся сотрудниками SoftServe.
А в Huawei пошли еще дальше и создали в прошлом году на базе КПИ имени Игоря Сикорского Академию информационных и сетевых технологий. Студентам обещают синергию традиционных форм обучения и мультимедийных обучающих курсов. Лучшим предлагают работу в Huawei или в партнерских компаниях.
Остались и традиционные социальные учебные проекты. Например, группа "Метинвест" продлила в этом году свой проект по выплате именных стипендий лучшим студентам. В 2020 году 400 лучших студентов университета "Запорожская политехника" и Запорожского национального университета получили стипендии на сумму 5,4 млн грн.
Поддерживает отечественный бизнес и научные проекты. "L"Oréal Украина" четвертый год подряд объявляет премию для талантливых женщин-ученых, проводящих научные исследования в области STEM (наука, технологии, инжиниринг и математика).
В рамках украинской премии L"Oréal-UNESCO "Для женщин в науке" в ноябре 2021 года будут определены три лауреатки из подавших заявки на премию. Каждая лауреатка получит премию 150 тыс. грн.
Зарубежный опыт
Последний год сплотил большинство мировых брендов. Компании Google и Apple объединили усилия для отслеживания распространения коронавируса и информирования пользователей об угрозе инфицирования. Перед лицом новой угрозы фабрики Armani Group перепрофилированы под производство одноразовой медицинской униформы. А В Prada и Chanel отшивали медицинские маски для итальянских медиков.
В парламенте ожидает второго чтения важный законопроект № 2207-1д. Он увеличивает штрафы за засорение земель и нарушения в утилизации мусора
Пандемия усилила и другие социальные инициативы бизнеса. К примеру, представители модной индустрии приняли план действий по устойчивому развитию на ближайшие годы. К 2023 году модные бренды не будут допускать к участию в неделе моды, если они уничтожат непроданную одежду или не смогут доказать, что минимум 50% сделано из устойчивых материалов. Такие меры являются ответом бизнеса на скандал, разразившийся в 2018 году вокруг бренда Burberry (в компании предпочли сжечь непроданные коллекции). По мнению экоактивистов, эту одежду можно было утилизировать или пожертвовать. После того случая в компании запустили программу ReBurberry Fabric, благодаря которой оставшиеся ткани будут передавать нуждающимся студентам Великобритании.
В GАР пообещали в течение четырех лет перейти к производству одежды из 100%-го хлопка, чтобы сберечь дикую природу.
В США большая часть социальных проектов прошлого года была ответом бизнеса на протесты Black Lives Matter. Например, Reebok в течение пяти лет инвестирует $15 млн в развитие темнокожих общин. Кроме того, компания отдаст 30% новых рабочих мест афро- и латиноамериканцам. А в Louis Vuitton для молодых темнокожих дизайнеров даже основали стипендиальный фонд Post-Modern Scholarship Fund. В рамках фонда для талантливых дизайнеров ежегодно будут распределять $1 млн.
ВажноFacebook, в свою очередь, занялся поддержкой малого бизнеса, пострадавшего от карантина. Проектом компании предусмотрено распределение грантов на сумму $100 млн между 30 тыс. компаний из разных стран.