Скорая бизнес-помощь. Как работают программы корпоративной социальной ответственности

кислородные концентраторы, борьба с коронавирусом
Фото: УНИАН

Украина в период пандемии коронавируса слабо справляется с решением многих социальных вопросов. В это время на помощь приходят сотни проектов крупного и среднего бизнеса, задача которых — реализовать программы в сфере здравоохранения, образования и экологии.

Сложный коронавирусный период показал, что бизнес с готовностью приходит на помощь обществу там, где государство не может этого сделать.

"Исповедуем общие ценности с клиентом" — такой девиз все чаще звучит в стратегиях крупных и небольших компаний. Умение объединяться и противостоять серьезным вызовам не раз спасало украинцев в трудные времена. Усилиями украинского бизнеса и волонтеров происходило обеспечение нашей армии обмундированием, медикаментами и спец­оборудованием в начале военных действий на востоке Украины в 2014–2015 годах. А с началом эпидемии коронавируса усилия бизнеса были направлены на борьбу с пандемией и ее последствиями.

Но не только медицинские вопросы сегодня стоят на повестке дня в компаниях, где существуют программы корпоративной социальной ответственности. Речь идет также о проектах по спасению природы и редких видов животных, а также программах в сфере образования и науки. И пока богатые европейские государства собирают на благотворительных марафонах миллиарды для помощи беднейшим странам, украинские компании объединяют усилия для помощи своей стране.

Спасают жизни

Наибольшее количество проектов КСО в последний год замечено в сфере здравоохранения. Сеть строительных магазинов "Эпицентр К" одной из первых подключилась к финансированию противодействия СOVID-19. За 2020 год в компании выделили более 150 млн грн на закупку медицинского оборудования для больниц в разных регионах Украины. Но коронавирус опасен осложнениями в части сердечно-сосудистой системы, поэтому особенно важно оказывать квалифицированную и своевременную помощь пациентам с патологиями сердца.

В конце 2020 года компания выделила еще более 7 млн грн на закупку лечебного оборудования и ремонт отделений реанимации и реабилитации Национального института кардиологии им. Стражеско. В рамках этой помощи приобретено: 110 аппаратов ИВЛ, комплексы для неинвазивной вентиляции легких, дефибриляторы, специальные реанимационные койки и другое оборудование.

Сотни миллионов гривен вложили украинские компании в оборудование для отечественных больниц. И это не предел

Как правило, бизнес чаще всего реализует социальные программы в регионах своего присутствия, помогая местным общинам и региональной инфраструктуре. Например, компания Kernel активно закупала медицинское оборудование для лечебных учреждений Полтавской и Кировградской областей, где расположены производственные мощности предприятий. Группа "Метинвест" и меткомбинат имени Ильича помогают в борьбе с коронавирусом больницам Мариуполя. В рамках проекта они еженедельно передают 8–15 тыс. кубометров кислорода для обеспечения кислородной поддержки наиболее тяжелых пациентов больниц города. В течение прошлого года группа инвестировала 26,5 млн грн в строительство кислородной инфраструктуры, обеспечив 343 точки подачи кислорода к больничным койкам.

Большинство украинских компаний активно помогали государственным медучреждениям в начале 2020 года. Благодаря этому украинские больницы существенно улучшили медицинскую базу, а врачи получили необходимые средства индивидуальной защиты. Но есть компании, которые не прекращают свои социальные проекты в медицинской сфере до сих пор. Одна из таких — служба такси Uklon, которая cовместно с платформой ДонорUA, фондом "Варто жити" и компанией WOG запустила проект #таксидлядонора. В рамках этой инициативы компания осуществила более 20 тыс. бесплатных поездок для доноров в 16 городах Украины.

дефицит кислорода, борьба с коронавирусом
ЧТОБЫ ДЫШАТЬ. Компании Украины активно подключились к решению вопроса дефицита кислорода в больницах страны
Фото: УНИАН

Позаботились компании и об обеспечении комфортных условий труда самих медиков. Сеть магазинов электроники и бытовой техники Eldorado всего за месяц в начале текущего года предоставила 100 комплектов техники больницам, которые в разных регионах Украины стали ключевыми в борьбе с COVID-19. Каждый комплект состоял из холодильника, стиральной машины, микроволновой печи, ноутбука и чайников.

Когда все вокруг только и говорят о коронавирусе, может показаться, что иных болезней не осталось. Конечно, это иллюзия. А значит, помощь бизнеса нужна и другим отделениям больниц. Чтобы обратить внимание и на остальные медицинские проблемы, в компании WOG вместе c платформой Dobro.ua провели акцию "Дорога добра". В итоге собрано более 3,2 млн грн, которые направили на масштабное переоборудование детской операционной в Национальном институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова, завершившееся в начале 2021 года. По данным института, только в этой операционной ежегодно смогут проводить до 600 операций.

помощь больницам
НЕ ТОЛЬКО ВИРУС. Бизнес помогает не только отделениям для пациентов с COVID-19. Десятки проектов реализованы для онкобольных
Фото: Кирилл Чуботин

А в банке ПУМБ нашли способ позаботиться о здоровье собственных сотрудников и помочь онкобольным детям. Там создали беговой клуб PUMBRUN. Все тренировки участников команды ПУМБ фиксируются в приложении Strava, суммируются и оплачиваются. За каждую пробежку более 3 км банк переводит средства в благотворительный фонд "Таблеточки". Карантин и локдаун не только не помешали этой инициативе, но стимулировали ее развитие — участники клуба пробежали уже более 42 тыс. км, а банк перевел более 100 тыс. грн на закупку лекарств для детей.

Важно
Спасать аистов, модернизировать производство. Как украинские компании готовы бороться за экологию
Спасать аистов, модернизировать производство. Как украинские компании готовы бороться за экологию

Присоединились к социальной инициативе помощи онкобольным детям и в компании АТБ. В рамках акции в магазинах всего за две недели было собрано более 10 млн грн, которые направлены на закупку лекарств для детей в десяти онкоцентрах Украины.

Экология — приоритет

Большинство социальных проектов напрямую или косвенно касаются экологии, ведь производство очень часто несет риск загрязнения окружающей среды. Сокращая вредное воздействие на природу, компании в том числе получают имиджевую выгоду для себя, ведь потребители все чаще предпочитают продукцию социально ответственных брендов. Нередко такие компании получают поддержку от государства в виде дотаций или налоговых скидок. Тем более что у государства нет возможности решить в одиночку затратные экологические задачи.

Чтобы помочь экологии, нужны не только проекты бизнеса, но и работа парламента. Например, нужно усилить ответствен­ность за вывоз мусора в леса и реки

Ярким примером может стать законопроект №2051, согласно которому уже в 2023 году Украина должна полностью отказаться от упаковки, загрязняющей природу. Но за полтора года депутаты так и не смогли рассмотреть документ во втором чтении. В то время как в Европе с 2021 года полностью отказались даже от пластиковой одноразовой посуды, в Украине проект поставили на паузу.

У населения также нет стимула, чтобы рационально использовать природные ресурсы или сор­тировать мусор. Ранее Фокус писал, что даже предусмотренные государством штрафы за несанкционированный выброс мусора никого не пугают: например, за выброс мусора из окна авто в Украине предусмотрен штраф 17 грн, в то время как в Европе — до €5 тыс. Такая позиция государства усложняет внедрение цивилизованного разделения и правильной утилизации мусора.

Решить проблему призван законопроект № 2207-1д, увеличивающий штрафы за засорение земель и нарушения в утилизации мусора. Но он тоже дожидается рассмотрения во втором чтении. Этот документ предусматривает не только повышение штрафов, но и создание Национального перечня отходов и информационной системы управления отходами. По замыслу авторов проекта, это позволит Украине запустить сортировку и переработку мусора и сократить до 2030 года уровень захоронения муниципальных отходов с 94% до 35%.

утилизация мусора, переработка мусора, борьба за экологию
ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА. Компании со всех регионов Украины регулярно проводят акции по очистке от мусора рек, озер и природных зон
Фото: УНИАН

То, до чего у государства руки не доходят, успешно реализует частный бизнес. Например, компания "AB InBev Efes Украина" активно развивает четыре глобальных КСО-направления: эффективное сельское хозяйство, экологическая упаковка, противодействие изменению климата и бережное отношение к воде.

"Мы поставили перед собой амбициозные цели до 2025 года: расширить доступ к современным технологиям и решениям для тысяч фермеров, обеспечить доступность качественной питьевой воды в регионах с ее дефицитом, реализовать парт­нерство с поставщиками в целях увеличения доли переработанных материалов в упаковке и нарастить потребление электроэнергии из возобновляемых источников", — рассказывает Денис Хренов, и. о. генерального директора "AB InBev Efes Украина". По его словам, компания сегодня перерабатывает собственные отходы на 99%.

"В 2020 году мы завершили переход всех ПЭТ-линий на новую легкую преформу, это позволило нам сократить количество пластика на более чем 160 т за год. Двигаясь в направлении экономики замкнутого типа, компания продолжает работу по расширению использования оборотной тары и поиска более экологичных форматов упаковки. Мы также заботимся об эффективном использовании водных ресурсов — вследствие уменьшения количества потребляемой для производства воды и ее повторного использования для технических целей за два года было достигнуто 6% экономии", — отмечает Денис Хренов.

Важно
"Для украинского рынка устойчивое развитие уже не know-how, а абсолютный must have"
"Для украинского рынка устойчивое развитие уже не know-how, а абсолютный must have"

Экологические инициативы также в числе приоритетов компании Сarlsberg. С 2017 года в Carlsberg Ukraine внедрена программа по устойчивому развитию "Цель 4 НОЛЯ: вместе для будущего", задача которой — уменьшение углеродного следа, экономия воды, снижение безответственного потребления алкоголя и предотвращения несчастных случаев на рабочем месте. В компании рассказали, что для достижения НОЛЯ углеродного следа Carlsberg Ukraine фокусируется на упаковке: в прошлом году оборотная бутылка составила около 40% от общего количества стеклянной тары. Также по результатам 2020 года в компании увеличили на 5% использование биогаза, заменив им 15% природного газа.

озеленение, проект "Київ квітучий"
БОЛЬШЕ ЦВЕТОВ. Компании ежегодно подключаются к инициативе озеленения — высаживают цветы и деревья
Фото: УНИАН

Многие компании включают в программу КСО проекты по озеленению. Например, главный экобанк Украины Укргазбанк помимо финансирования сотен проектов по энергоэффективности еще и партнер социально-экологического проекта "Київ квітучий". Основная цель этого сотрудничества — озеленение столицы, формирование экокультуры у жителей города и создание комфортного жизненного пространства в мегаполисе.

Сила знаний

Принято считать, что большинство современных профессий в будущем автоматизируют. Исследователи уверены, что профессии водителя, журналиста, оператора кол-центра вскоре исчезнут. Но опыт пандемии показал, что не все процессы могут быть автоматизированы, тем более это не случится так быстро.

Динамичный сектор украинской экономики — сфера IT. IT-компании практически дерутся за каждого будущего айтишника уже со школьной скамьи

Отличный пример — сельское хозяйство. Агрокомпании не только не прекратили работу в карантин, но наращивали производство. Благодаря этому доля агросектора в ВВП по итогам 2020 года составила 26%. Аграрная сфера больше других нуждается в новых специалистах. Чтобы повысить престиж профессии и удержать в регионах хороших специалистов, крупные агрохолдинги запускают программы стажировки для студентов последних курсов специальностей "Агрономия", "Животноводство" и "Растениеводство". Например, агрохолдинг Kernel сотрудничает с 11 вузами Украины в рамках своей программы "Kernel шанс". Кроме того, в компании предлагают студентам 4–5-х курсов пройти оплачиваемую стажировку от пяти до девяти месяцев или производственную практику в компании. Лучшим соискателям предлагают постоянную работу. Подобная программа есть также в компаниях ИМК и агрохолдинге HarvEast.

Динамичный сектор украинской экономики — сфера IT. Украинские технические специалисты давно получили признание в Европе и США. Потому IT-компании практически дерутся за каждого будущего айтишника еще со школьной скамьи. Например, компания Genesis провела уже девять авторских ІТ School, во время которых ее сотрудники в течение десяти недель передают свои знания и опыт будущим коллегам. Затем команды студентов готовят финальный проект, а лучшие могут получить предложение и остаться работать в компании. У компании GlobalLogic также есть несколько образовательных программ для студентов, которые они проходят в НТУ КПИ, "Львовской политехнике" и Харьковском национальном университете радиоэлектроники. В рамках IT Academy компании SoftServe разработан 61 обучающий курс для студентов разного уровня подготовки. По данным компании, более 70% студентов таких курсов становятся сотрудниками SoftServe.

поддержка агросектора, аграрное образование
НУЖНЫ АГРОНОМЫ. Агросектор нуждается в специалистах. Крупные холдинги регулярно внедряют программы для молодежи

А в Huawei пошли еще дальше и создали в прошлом году на базе КПИ имени Игоря Сикорского Академию информационных и сетевых технологий. Студентам обещают синергию традиционных форм обучения и мультимедийных обучающих курсов. Лучшим предлагают работу в Huawei или в партнерских компаниях.

Остались и традиционные социальные учебные проекты. Например, группа "Метинвест" продлила в этом году свой проект по выплате именных стипендий лучшим студентам. В 2020 году 400 лучших студентов университета "Запорожская политехника" и Запорожского национального университета получили стипендии на сумму 5,4 млн грн.

специалисты для агросектора
ГАРАНТИЯ БУДУЩЕГО. Многие компании предлагают студентам стажировки, по итогам которых высоки шансы постоянного трудоустройства

Поддерживает отечественный бизнес и научные проекты. "L’Oréal Украина" четвертый год подряд объявляет премию для талантливых женщин-ученых, проводящих научные исследования в области STEM (наука, технологии, инжиниринг и математика).

В рамках украинской премии L’Oréal-UNESCO "Для женщин в науке" в ноябре 2021 года будут определены три лауреатки из подавших заявки на премию. Каждая лауреатка получит премию 150 тыс. грн.

Зарубежный опыт

Последний год сплотил большинство мировых брендов. Компании Google и Apple объединили усилия для отслеживания распространения коронавируса и информирования пользователей об угрозе инфицирования. Перед лицом новой угрозы фабрики Armani Group перепрофилированы под производство одноразовой медицинской униформы. А В Prada и Chanel отшивали медицинские маски для итальянских медиков.

В парламенте ожидает второго чтения важный законопроект № 2207-1д. Он увеличивает штрафы за засорение земель и нарушения в утилизации мусора

Пандемия усилила и другие социальные инициативы бизнеса. К примеру, представители модной индустрии приняли план действий по устойчивому развитию на ближайшие годы. К 2023 году модные бренды не будут допускать к участию в неделе моды, если они уничтожат непроданную одежду или не смогут доказать, что минимум 50% сделано из устойчивых материалов. Такие меры являются ответом бизнеса на скандал, разразившийся в 2018 году вокруг бренда Burberry (в компании предпочли сжечь непроданные коллекции). По мнению экоактивистов, эту одежду можно было утилизировать или пожертвовать. После того случая в компании запустили программу ReBurberry Fabric, благодаря которой оставшиеся ткани будут передавать нуждающимся студентам Великобритании.

В GАР пообещали в течение четырех лет перейти к производству одежды из 100%-го хлопка, чтобы сберечь дикую природу.

ИЗМЕНИТЬ МИР. В период пандемии некоторые производства переориенти­ро­вались на выпуск защитных масок и антисептиков
ИЗМЕНИТЬ МИР. В период пандемии некоторые производства переориенти­ро­вались на выпуск защитных масок и антисептиков
Фото: Getty Images

В США большая часть социальных проектов прошлого года была ответом бизнеса на протесты Black Lives Matter. Например, Reebok в течение пяти лет инвестирует $15 млн в развитие темнокожих общин. Кроме того, компания отдаст 30% новых рабочих мест афро- и латино­американцам. А в Louis Vuitton для молодых темнокожих дизайнеров даже основали стипендиальный фонд Post-Modern Scholarship Fund. В рамках фонда для талантливых дизайнеров ежегодно будут распределять $1 млн.

Важно
Чистые деньги из чистого воздуха. Как украинская промышленность развивает экологические проекты
Чистые деньги из чистого воздуха. Как украинская промышленность развивает экологические проекты

Facebook, в свою очередь, занялся поддержкой малого бизнеса, пострадавшего от карантина. Проектом компании предусмотрено распределение грантов на сумму $100 млн между 30 тыс. компаний из разных стран.