Обратная сторона демократии: почему Венгрия мешает Украине выиграть войну
Венгрия продолжает блокировать помощь Евросоюза Украине, не упуская возможности манипулировать правом вето в Совете ЕС. В Брюсселе на действия Будапешта реагируют спокойно. Там готовятся реформировать ЕС и отменить право вето для всех стран-членов. Однако процесс может затянуться.
Венгрия в очередной раз заблокировала транш в 500 млн евро из Европейского фонда мира для военной помощи Украине.
Накануне этого решения премьер-министр Виктор Орбан заявил, что помощь Украине не в интересах народа Венгрии. А аргументы Киева о том, что ВСУ на фронте защищают всю Европу, якобы не соответствуют действительности.
Как известно, Будапешт с мая выступает против выделения финансовой помощи Украине и блокирует решение о 500 млн евро, объясняя свою позицию тем, что Киев внес OTP Bank в перечень международных спонсоров войны. Позже банк убрали из черного списка, однако в Будапеште остались недовольны. Теперь Венгрия настаивает на юридических гарантиях, что решение постоянное.
Отношения Украины и Венгрия остаются непростыми. Правительство Будапешта, в частности премьер-министр Виктор Орбан продолжает делать антиукраинские заявления, подыгрывая Кремлю. И хотя, по мнению экспертов, у Венгрии нет серьезного влияния в ЕС, но пока она сохраняет за собой право вето, в вопросах помощи для Украины с ней приходится считаться.
Политика популиста
Премьер-министра Венгрии Виктора Орбана можно назвать классическим популистом, говорят Фокусу политические эксперты. Пользуясь всеми благами ЕС для своей страны, он яро критикует политику Брюсселя, порой прибегая к весьма одиозным формулировкам. Например, сравнивая членство Венгрии в Европейском союзе с советской оккупацией и называя Брюссель "плохой современной пародией" на Москву.
В ЕС высказывания Орбана воспринимают демократически спокойно. Теоретически в Брюсселе есть рычаги влияния для тех, кто отказывается считаться с принципом единогласия — странам могут сократить или задержать дотации. Однако на деле задействовать жесткие механизмы давления в демократическом мире — не самое распространенное явление. И пока экономика Европейского союза в порядке, с премьером Венгрии могут договориться, ведь страна во многом зависит от денежной поддержки ЕС. Орбан это понимает и, пользуясь удобным положением, свободно критикует Брюссель, блокируя наднациональные решения и собирая политические преференции внутри своей страны.
"Орбан — классический пример политика популиста, который должен акцентировать внимание на проблемах и затем создавать видимость эффективной борьбы. Времени, чтобы сполна воспользоваться благами ЕС, осталось немного, так как близится реформа [положений Лиссабонского договора], он это понимает, отсюда такие высказывания", — говорит Фокусу политический эксперт Игорь Рейтерович.
Согласно положениям Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, решения по вопросам налогообложения, внешней политики и безопасности, страны-члены ЕС принимают путем консенсуса. Во всех остальных вопросах достаточно согласия квалифицированного большинства.
Принцип единогласия давно вызывает напряжение внутри ЕС, так как демонстрирует неповоротливость союза в вопросах, требующих моментальной реакции — например, там, где речь идет о военной помощи для Украины. В июне 2022 года об этом говорила глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Ее поддержал глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель.
"Европейские страны слишком малы, чтобы выжить в мире больших государств. Китай — это государство, США — это государство, Индия — это государство, но мы — это не государство, мы — это клуб государств. Поэтому нам нужны правила, которые позволят действовать быстрее", — говорил Боррель.
Работа над реформированием ЕС ведется. В частности, речь идет не только о лишении стран сообщества права вето в Совете ЕС, но и расширениях полномочий Еврокомиссии и других наднациональный структур. Эксперты отмечают, что ЕС бюрократическая структура, которой трудно отказаться от многолетних принципов работы. Однако на уровне некоторых внешнеполитических решений "клуб государств" может перейти к принципу квалифицированного большинства.
"Германия, Италия, Франция устали от того, что такие "экономические карлики" как Венгрия блокируют инициативы, и они вынуждены вести с ними долгие переговоры, будучи локомотивами экономики ЕС. Там понимают, что Евросоюз просто развалится в перспективе, если Будапешт или подобные ему страны, будут подрывать демократические ценности, оставаясь при этом в составе ЕС", — рассуждает Рейтерович.
Есть электоральный запрос
Критика Брюсселя, по мнению экспертов, которая звучит не только из Будапешта, но и со стороны некоторых политиков Польши, Словакии, объясняется электоральным запросом. В странах Европы растет число людей, испытывающих разочарование от миграционной политики ЕС, а также раздражение из-за вмешательства Брюсселя в суверенитет стран.
"Пока это не привело к плачевным результатом. В частности, венгры себя комфортно чувствуют внутри ЕС, несмотря на критику Орбана. Но для многих политиков у власти эта форма самозащиты очень удобная и эффективная: одновременно критиковать и пользоваться благами", — говорит Фокусу политический аналитик Олег Постернак.
К реформе Евросоюза немало претензий. В первую очередь, у Польши, которая рассчитывала создать союз стран, готовых противостоять Франции и Германии внутри ЕС. Поэтому процесс, по мнению экспертов, будет тяжелый и конфликтный. Но пока всем странам-членам ЕС экономически выгодно находится в одной спайке, участникам переговоров с большой вероятностью удастся примириться и прийти к согласию.
Напомним, в Киеве рассчитывают на старт переговоров о вступлении Украины в ЕС до конца нынешнего года. Президент Владимир Зеленский в обращении 24 октября к коллегии еврокомиссаров в Брюсселе подчеркнул, что Украина в условиях российской агрессии сделала максимум, чтобы выполнить семь рекомендаций Еврокомиссии.
Фокус ранее писал, что Венгрия может продолжить манипулировать правом вето в отношении Украины. В том числе когда речь пойдет о переговорах о вступлении Украины в ЕС.
Также Фокус писал, что, по мнению экспертов, Киев выполнил семь требований Еврокомиссии на четверку с минусом. Тем не менее шансы для старта переговоров высокие.