Грозное оружие ГАИ:талоны предупреждений вновь идут в дело
Госавтоинспекция возвращается к практике занесения нарушения в талон предупреждений. Что за этим кроется?
За полтора года действия новых дорожных штрафов водители уже привыкли к устоявшейся процедуре наказания. Нарушаем..? Вот вам постановление по делу об административном правонарушении, идите и оплачивайте штраф. Не согласен с постановлением – вот тебе протокол об административном правонарушении – иди в суд, оспаривай решение там. Не желаешь платить штраф или тратить время на суды – пробуй договориться. Формула "договоренности" определяется достаточно легко – сумма штрафа делится надвое. Казалось бы все четко и понятно, и самое главное сбалансировано, как на аптечных весах. У одной стороны есть три варианта разрешения проблемы. Другая - имеет четкий стимул, значительно корректирующий месячный доход и вдохновляющий к несению дорожной службы. Ведь она "опасна и трудна"…
Минувшей зимой по нашим дорогам пронеслась гонка президентских выборов. Последствия словно после урагана "Катрин" оказались тяжелыми – разбитые диски, шаровые, подвески. Урон нанесен как нервной системе, так и содержимому кошельков автолюбителей. Очевидно пострадала и другая сторона. Опасностей на дорогах стало больше, поэтому и служба стала труднее. Госавтоинспекция решила пересмотреть устоявшийся баланс и положила на свою чашу весов не просто аптечную, а самую настоящую двухпудовую гирю. На самом деле она весит всего лишь несколько граммов и имеет размер 105 на 75 миллиметров. Поэтому далеко не все обратили внимание на присутствие кусочка картона, благодаря которому степень наказания водителей может определяться отныне не только европейским качеством штрафов, но и их количеством.
Действительно, у каждого водителя есть талон к водительскому удостоверению. Раньше он назывался талоном предупреждений и все знали, что в нем фиксируются все нарушения водителя. На разных стадиях шли дискуссии - нужен талон или нет. За последнее десятилетие процедура фиксации нарушений в талоне, а тем более его изъятия, не находила отражения в законодательных актах, регулирующих дорожное движение. О талоне начали потихоньку забывать, а сам термин начал исчезать из законодательства. Почему же талоны опять становятся грозным оружием Госавтоинспекции, какими нормативными будет руководствоваться ее сотрудник при его применении?
Единственный документ, регламентирующий "манипуляции" с талоном предупреждений, был создан шестнадцать лет назад. "Положение о талоне к водительскому удостоверению" введено в действие приказом Министерства внутренних дел №166 от 2.04.94 года и, как ни странно, является действующим. Зачем же выпустили этого "монстра" на дороги? Думаю, что официальный ответ от нового руководства Госавтоинспекции не за горами. Я же осмелюсь пока предложить собственную версию.
Административный Кодекс Украины предусматривает увеличение ответственности водителей за повторное нарушение правил дорожного движения на протяжении календарного года. Но как сотруднику ГАИ установить повторность нарушения? Помочь могла бы единая электронная база, в которой отражаются все нарушения водителей. И такая база в ГАИ существует, но оказать реальную помощь пока не может. Она создана полулегально, как говорится "на собственном энтузиазме", и имеет четыре существенных недостатка.
Во-первых, она не сертифицирована и не прошла проверку в Госспецсвязи. Эта процедура является обязательной. Об этом гласит восьмая статья Закона "О защите информации в телекоммуникационных системах": "информация с ограниченным доступом должна обрабатываться в автоматизированной системе с применением системы комплексной защиты информации". Проще говоря, база должна иметь защиту от манипуляций по внесению и удалению данных о нарушениях. Ведь не секрет, что сегодня при наличии определенного "стимула" можно удалить из базы все нарушения водителя. Точно так же их можно и добавить. С правовой точки зрения информация, хранящаяся в такой базе, имеет юридическую силу аналогичную надписям на заборах.
Во-вторых, у постовых инспекторов ГАИ ограничен доступ к этим базам. При попытке проверки "повторности" нарушения они должны связаться по рации (или мобильнику) со своей базой дислокации, где дежурный по его просьбе произведет проверку.
В-третьих, каждый регион имеет свою базу и между собой они ни как не связаны. Инспектор ГАИ, стоящий возле Бессарабского рынка в центре Киева, не может "пробить" нарушения водителя, зарегистрированного в Киевской области, хотя ее граница находится всего лишь в 17 километрах от места фиксации правонарушения.
И самое главное, наличие какой-либо электронной базы Госавтоинспекции вообще не предусмотрено действующим законодательством. В нем четко зафиксировано, что регистрация информации о совершении водителями правонарушений должна осуществляться на бумажных носителях (протоколах, постановлениях, в журналах).
Оценив все за и против электронной базы, в руководстве ГАИ принимают весьма законопослушное решение в отношении носителя - бумажный так бумажный. Он есть у каждого водителя, и имеет официальное название – "талон к удостоверению водителя". Он не только может информировать инспектора обо всех нарушениях водителя, но и придаст их общению дополнительные коммуникативные возможности.
Формулы договоренности пока что еще не известны, ясно лишь одно – сумма будет расти в зависимости от количества записей. Ведь третья запись о нарушении будет последней. После этого последует изъятие талона и пересдача экзаменов на знание ПДД со всеми вытекающими последствиями. А без талона предупреждения управлять автомобилем запрещено.
В какой мере упомянутый приказ вписывается в действующее законодательство? В нем сказано, что талон к водительскому удостоверению вводится на основании закона "О дорожном движении" и постановлении Кабмина №980 от 6.12.93 г. утверждающего "Положение о порядке выдачи удостоверения водителя и допуске граждан к управлению транспортными средствами".
За 17 лет своего существования Положение изменялось несколько раз. Суть поправок сводилась лишь к одному - термин "талон к водительскому удостоверению" то появлялся, то исчезал. Черта была подведена новой редакцией, введенной в действие постановлением Кабмина под №511 от 20.05.2009 г., действующим на сегодняшний день. Цитирую пункт под номером два: "Особи допускаються до керування транспортними засобами за наявності у них національного посвідчення водія відповідної категорії (далі - посвідчення водія)". Точка, ни о каком талоне речь не идет!!!
Тут бы и порадоваться, но нельзя. Пятнадцатая статья Закона "О дорожном движении" имеет несколько иную формулировку - "право на керування транспортними засобами відповідної категорії підтверджується посвідченням водія транспортного засобу з установленим терміном дії і талоном до посвідчення водія транспортного засобу".
Какой же напрашивается вывод? Сотрудник ГАИ имеет право вписывать (не вписывать) нарушение в талон к водительскому удостоверению. А вот изымать талон - вряд ли. Этому препятствует Кодекс об административных правонарушениях, относящий рассмотрение вопроса о лишение водителя права управления транспортным средством к исключительной компетенции суда.
Как будут развиваться события, связанные с талонами предупреждений предсказать не берусь, время покажет. Хочу лишь подчеркнуть, что юридические последствия изъятие талона равносильны изъятию водительских прав. Ведь в приказе №166 так и записано: "Посвідчення водія без такого талону не дає права на керування транспортними засобами".
Владимир Караваев, автор книги "100 аргументов против штрафов ГАИ"