Новые орбиты. США ищут альтернативу шаттлам
30-летняя история шаттлов закончилась. На смену им придут новые пилотируемые аппараты, способные подниматься на земную орбиту, летать к астероидам и путешествовать на Марс
США свернули программу многоразовых полетов. Шаттл Atlantis, последний из космических челноков, поднявшийся на орбиту, закончил миссию 21 июля. Когда в конце 60-х этот проект только начинался, американцы верили, что многоразовые аппараты снизят себестоимость полетов и доставки грузов в космос и помогут отказаться от использования одноразовых модулей. NASA рассчитывало производить не менее 50 запусков в год. Каждый аппарат должен был служить как минимум 20 лет и совершить 100 полетов. На деле все было иначе. Материальные издержки на эксплуатацию и обслуживание шаттлов оказались выше, чем рассчитывали в NASA. Наибольшее количество стартов за год, осуществленных в США, никогда не превышало девяти. После гибели челноков Challenger и Columbia было принято решение о сворачивании программы.
Теперь, чтобы попасть на МКС, американцам придется платить $51 млн. за каждое арендуемое место в российских "Союзах", способных поднимать на орбиту не более трех человек. NASA уже подписало соглашение с Роскосмосом до 2016 года.
Однако это не значит, что США отказываются от программ космических челноков. В бюджете NASA заложено $850 млн. на гранты для частных компаний, которые уже сегодня занимаются строительством космических кораблей. Главная задача, которую ставит перед ними NASA, – конструирование аппаратов, способных доставлять на МКС грузы и людей. В ближайшие годы с этой ролью могут справиться пять проектов.
Яна Седова, Фокус