Прятали карточки в тампоны: продюсер "20 дней в Мариуполе" рассказала, как удалось вывезти отснятый материал

Василиса Степаненко, 20 дней в Мариуполе, Мстислав Чернов, документальный фильм
Фото: Instagram Vasilisa Stepanenko | Василиса Степаненко

Василиса Степаненко была вместе с Мстиславом Черновым и Евгением Малолеткой в Мариуполе. Они вместе снимали, вместе выезжали из города и месяцы спустя вместе получили "Оскар".

Василиса Степаненко, продюсер документального фильма о войне с Россией "20 дней в Мариуполе", который в этом году получил "Оскар" в номинации "лучший документальный фильм", рассказала в интервью, как она сама и ее коллеги Мстислав Чернов и Евгений Малолетка выбирались из захваченного россиянами города, рискуя своей жизнью. Девушка вспомнила, что во время обстрела больницы, где находилась съемочная группа, она думала, что им не удастся выжить. Интервью Степаненко дала на канале ТСН.

Василиса, Мстислав и Евгений были в Мариуполе с самого начала. Они не раз были в смертельной опасности. О том, как им удавалось выживать в городе, который постоянно обстреливали россияне, можно увидеть и в самом фильме "20 дней в Мариуполе".

Интерью Василисы Степаненко

Решение выезжать из Мариуполя съемочная группа приняла, когда в городе не стало электричества, уже не было возможности заряжать технику и передавать материал, а отснятого материала было столько, что закончилось место на карточках памяти и жестких дисках. Чтобы не потерять это все, команда решила покинуть город. К тому же они передавали информацию и материалы пока имели возможность, об этом также рассказывается в фильме, и рассказывали о преступлениях россиян всему миру. Поэтому российские медиа уже тогда начали называть их "информационными террористами" и пытались опровергнуть собственные преступления.

Трейлер фильма "20 дней в Мариуполе"

"В российских медиа уже писали, что мы "информационные террористы", "пропагандисты" и "делаем фейки". Техника у нас начала ломаться, уже не было места на карточках памяти. Мы понимали, чтобы выжить и сохранить эти материалы, нам надо выезжать. 14 марта первые люди выехали из Мариуполя. Мы получили сообщение от нашей редакции, что надо выезжать", — вспомнила продюсер.

Сначала они думали выезжать вместе с "Красным крестом", но не успели на место встречи конвоя.

"Нас спас Владимир Никулин, полицейский, который просто посадил нас к себе в машину, взял свою семью и принял решение выезжать, рискуя жизнью", — отметила Василиса. Никулин — один из героев фильма, он был ранен, до сих пор работает полицейским.

"20 дней в Мариуполе" получает "Оскар"

Чтобы не потерять бесценные кадры, в том числе и показания парамедика Юлии "Тайры" Паевской, женщины в авто пытались спрятать карты памяти и все носители информации, надеясь, что россияне не будут обыскивать их так тщательно, как мужчин. Легенду они придумали, уже сев в расстрелянную машину, которая вся была в дырках от пуль.

"Легенда у нас была, что я вроде бы родственница Владимира, приехала к ним на праздники. А ребята вроде бы отдельно и дали деньги, чтобы их вывезли. Они просто сели в машину. Мы вообще все не знакомы. К счастью, нам не нужно было ее использовать. Все обошлось для нас немножечко лучше", — вспомнила Степаненко, сказав, что блокпосты еще были обустроены и им удалось выехать без тщательных обысков и проверок. Затем ситуация осложнилась.

"Когда мы ехали, пытались скрыть все эти карточки. Я прятала карточки в карманы, в одежду. Даже дочь Владимира прятала себе в одежду. Мы думали, что женщин не будут так сильно проверять, как мужчин. На тот момент у меня была карточка парамедикаи "Тайры". Ее я вообще в тампон спрятала. Я не знала, что на этой карточке, но понимала, что это сверхважно и что это надо вывезти... Маленькая карточка была, она как раз помещалась в тампон", — рассказала Василиса Степаненко, отметив, на следующий день "Тайру" взяли в плен россияне.

15 марта во время эвакуации женщину задержали на блокпосту в поселке Мангуш, что в 15 километрах от Мариуполя. Домой она вернулась только через два месяца.

Напомним, фильм "20 дней в Мариуполе" награжден премией BAFTA как "Лучший документальный фильм" и премией Гильдии режиссеров США (DGA Awards). "Оскар" картина тоже получила, но не обошлось без скандала: выяснилось, что из сокращенной версии "Оскара" вырезали победу "20 дней в Мариуполе"