Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Первые бизнес-леди Украины

Первые бизнес-леди Украины
Почему на Западе женщины-бизнесмены влиятельнее женщин-политиков, а в Украине – наоборот, Фокус выяснял у представительниц прекрасного пола, достигших успехов в бизнесе
000

 
Скромные 0,7%, или $710 млн. из $106,5 млрд. Именно такую долю составляют активы женщин в общем состоянии участников февральского рейтинга Фокуса «130 самых богатых людей Украины». А среди владельцев крупного бизнеса, по данным совместного исследования экспертов ООН и украинского Министерства по делам семьи, молодёжи и спорта, в Украине лишь 2% женщин. 

На фоне таких цифр стоит ли удивляться тому, что в рейтинге Фокуса «100 самых влиятельных женщин» уже третий год подряд доминируют политики и общественные деятели, но никак не бизнес-леди. Одна из причин – пресловутый менталитет: в стране, где ещё совсем недавно всерьёз воспринимали поговорку «Женщина за рулём – преступник», по-другому и быть не может. 

Что ещё мешает женщинам покорять вершины бизнеса? Почему женщин-политиков считают более влиятельными, чем деловых леди? И когда ситуация в деловой жизни страны изменится в пользу прекрасного пола? С этими вопросами Фокус обратился к женщинам, достигшим успехов в разных сферах бизнеса. 

Ольга Хорошилова 
Возраст:
29 лет
Должность: партнёр юридической фирмы Magisters
Семейное положение: не замужем

Ольга Хорошилова возглавляет банковскую и финансовую практику одной из крупнейших юридических фирм страны. Она ведёт проекты по выпуску облигаций и осуществлению IPO, консультирует компании в сфере ценных бумаг, сопровождает выпуски суверенных облигаций Украины. Также она – один из авторов юридической энциклопедии, выпущенной Национальной академией наук. 

Ольгу не смущает, что юриспруденцией в Украине в основном занимаются мужчины. По её словам, такая ситуация сложилась вовсе не потому, что мужчины не пускают женщин в этот бизнес. «Всё дело в существовавшей раньше системе образования. Ведь ещё 20 лет назад девушке было крайне сложно поступить в вуз по юридической специальности», – говорит она. 

И хотя сейчас ситуация кардинально изменилась, Ольга утверждает, что многие девушки, получив диплом юриста, не спешат работать. «Удачное замужество для многих гораздо более привлекательная перспектива, чем многогочасовой рабочий день начинающего юриста», – отмечает Хорошилова. Но несмотря на это, женщин-юристов становится всё больше. 

Недостачу женщин в крупном бизнесе Ольга списывает в том числе на стереотипы и менталитет. «Во что девочки играют в детстве? В дочки-матери. Наших девочек так воспитывают! Для многих из них главное – это семья, и только семья. А современная карьера требует часто и ненормированного рабочего дня, и командировок», – поясняет Ольга. По её мнению, наше общество остаётся еще достаточно патриархальным для того, чтобы женщины массово уходили в бизнес. 

Большинству людей неинтересен бизнес сам по себе, полагает Хорошилова, именно поэтому во всевозможных украинских рейтингах на первых местах всегда оказываются политики. «На Западе среднестатистический человек больше разбирается в макро- и микроэкономике. Там многие семьи имеют свой маленький бизнес – магазинчик, кафе, отель», – говорит Ольга. А это значительно расширяет кругозор человека, заставляет отслеживать бизнес-процессы и, соответственно, замечать более успешных коллег. 

Елена Дунина
Возраст: 38 лет
Должность: генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл», официального импортёра и дистрибьютора автомобилей Mazda и Suzuki в Украине, член правления Всеукраинской ассоциации автоимпортёров и дилеров
Семейное положение: не замужем, двое детей

Елена Дунина работала в «АВТО Интернешнл» с самого начала трудовой деятельности, поднявшись с должности экономиста-аналитика до гендиректора компании. Несмотря на блестящую карьеру, Елена считает, что мужчине гораздо проще добиться признания. «Создаётся впечатление, что мужчине достаточно хоть что-то сделать, чтобы его заслуги были оцененены», – рассуждает г-жа Дунина. Тогда как женщине, по её мнению, необходимо несколько достаточно ярких достижений, для того чтобы её заметили и признали, что она что-то может. Секретом успеха Елена считает любовь к своему делу стремление быть лучшей во всём. «С самого детства я занимала активную жизненную позицию и стремилась к совершенству, но при этом сохраняла критичную самооценку своих действий и поступков», – рассказывает Елена Дунина. 

Анализируя ситуацию с бизнес-леди, Елена считает, что за годы независимости у нас в стране стало гораздо больше женщин на руководящих должностях. И эта тенденция, на её взгляд, только усиливается. В то же время г-жа Дунина не склонна отделять Украину от общемировых тенденций: «Не только у нас, но и во всём мире бизнес-леди с каждым годом становится всё больше». Кроме того, она считает, что главная роль женщин в управлении как крупным бизнесом, так и страной ещё впереди. Свои слова она подтверждает наглядным примером: «Ещё лет 10–15 назад женщина за рулём автомобиля была скорее исключением, чем правилом. А сегодня женщина-водитель – это уже совершенно естественная картина». 

Что касается высокой популярности политиков в Украине, то тут Елена подчёркивает чрезмерно сильную связь между политикой и бизнесом. «Популярность наших политиков объясняет тот факт, что влияние политики на бизнес в Украине намного сильнее, чем, например, на Западе», – объясняет Елена Дунина. 

Наталия Зубрицкая
Возраст: 35 лет
Должность: председатель правления Правэкс-Банка
Семейное положение: не замужем, есть дочь 

Наталия Зубрицкая пришла в Правэкс-Банк ещё в 1994 году на место экономиста, а должность главы правления заняла уже в 2004 году. Причём её позиции не пошатнула даже смена собственника банка: в 2008 году Правэкс-Банк приобрела итальянская группа Intesa Sanpaolo. 

Наталия Зубрицкая уверена, что карьера зависит не от пола, а от личных качеств человека. «Если человек – мужчина это или женщина – действительно лидер, если он бизнесмен, то покорение карьерных вершин и управление бизнесом будет ему в радость», – считает председатель правления Правэкс-Банка. 

Если сравнивать с другими странами, в Украине женщин, которые успешны в бизнесе, больше, уверена Наталия Зубрицкая. Зато женщины, по её мнению, более многогранны: ведь даже если она занимает высокие позиции в бизнесе или политике, на её плечах остаются заботы о семье и доме. 

«Я считаю, что влиятельность человека зависит не от его должности, а от личных качеств и жизненной позиции», – размышляет Наталия Зубрицкая и приводит пример жены первого и последнего президента СССР Раисы Горбачёвой. «Эта женщина считалась очень влиятельной, хотя и не занимала никакой должности. Но при этом, как мы знаем, Михаил Горбачёв принимая решения, советовался именно с ней», – говорит председатель правления Правэкс-Банка, вспоминая народную пословицу: «Не место красит человека, а человек место». 

Людмила Русалина
 
Возраст:
41 год
Должность: президент холдинговой компании «Петрус»
Семейное положение: замужем, воспитывает 5 дочерей 

Президент и основатель группы компаний «Петрус» Людмила Русалина является депутатом Черкасского областного совета. Она награждена орденом Нестора Летописца II степени, и государственной наградой Грузии – Орденом Чести. «Петрус», в частности, выпускает продукцию под торговыми марками «Златогор», «Горилочка», «Статус», «Графская», «Свит ласощів», «Домашнє свято». 

Г-жа Русалина не видит разницы в том, кто именно занимается бизнесом. По её мнению, совершенно неважно, управляет компанией мужчина или женщина: если человек хочет достигнуть вершин, то он обязательно это сделает. Да и утверждение, что в Украине мало женщин, которые занимаются бизнесом, по мнению Людмилы Русалиной, не совсем верно. «Их не так уж и мало. У меня много подруг-бизнесменов, оглянитесь вокруг и увидите множество активных преуспевающих женщин во всех сферах жизни», – говорит она. Но добавляет: «Многие наши женщины всё же имеют совсем другие приоритеты в жизни. У них нет первоочередной задачи добиться успеха в бизнесе, они реализовывают себя в семье». 

Да и менталитет страны играет большую роль. Людмила скорее склонна сравнивать большинство наших женщин с «домашними» восточными, чем с «агрессивно эмансипированными» дамами Запада. В то же время она отмечает, что с каждым годом такое положение вещей всё стремительнее меняется: всё больше женщин в Украине хотят быть материально независимыми, самостоятельными и амбициозными в построении собственной карьеры. 

Людмила Русалина считает, что женщины-политики в Украине более популярны потому, что от действий политиков реально зависит не только крупный, средний и мелкий бизнес, а вся наша жизнь. «Сегодня сложилась такая ситуация, которая просто не позволяет интересоваться ничем другим, кроме политики», – говорит Людмила. При этом сама она считает, что отечественным женщинам-бизнесменам нужно учиться быть популярными и успешными – и в этом брать пример как раз с женщин-политиков. 

Алла Савченко
Возраст: 48 лет
Должность: президент аудиторской компании «БДО Баланс Аудит»
Семейное положение: замужем, есть дочь 

Алла Савченко возглавляет компанию «БДО Баланс Аудит», которая является партнёром международной аудиторской сети ВDO. Благодаря этому аудиторские заключения, выдаваемые фирмой, признают все международные компании. Отвечая на вопрос о том, легко ли женщинам достичь успеха в бизнесе, г-жа Савченко резонно замечает, что управлять бизнесом нелегко в принципе, особенно в Украине. «Не думаю, что это сильно зависит от пола лидера. Украина – феминистская страна: женщины у нас могут быть бизнесменами, премьер-министрами и, наверное, даже президентами», – говорит она. Алла Савченко убеждена, что гораздо большее значение в бизнесе имеют предпринимательские качества и лидерство. А женщины, на её взгляд, как раз более организованы и ответственны, поскольку должны отвечать не только за себя, но и за свою семью. Кроме того, у них традиционно более развита интуиция. «А поскольку сейчас в бизнесе востребованы такие качества, как непредсказуемость и креативность, которые присущи женщинам, то это у мужчин нужно спрашивать, легко ли им оставаться в бизнесе и как они борются с конкурентами-женщинами», – иронизирует Алла Савченко. Отсутствие представительниц слабого пола среди олигархов, по её мнению, связано с тем, что женщины избегают агрессивных методов ведения бизнеса и выходят на первый план только после раздела собственности. 

Г-жа Савченко считает, что разделить бизнес и политику в Украине очень трудно. «Практически весь крупный бизнес представлен во власти. Поэтому все политические риски тут же отражаются на бизнесе и наоборот», – делится она своим видением ситуации в стране. Савченко подчёркивает: отечественная политика плохо отстаивает интересы украинского бизнеса. «Должны быть границы для политического беспредела, тем более на фоне угрозы глобального финансового кризиса», – предупреждает президент «БДО Баланс Аудит».

Наталья Бенецкая
Возраст: 35 лет
Должность: председатель правления ЗАО ФГ «Страховые традиции»
Семейное положение: воспитывает двух детей

Наталья Бенецкая начинала свою карьеру страховым агентом в Днепропетровске, спустя несколько лет возглавила днепропетровский филиал страховой компании «Кремень». В «Страховые традиции» пришла в 2004 году в качестве главы областной дирекции, а через два года стала председателем правления. Собственный опыт даёт Наталье Бенецкой основания считать, что в Украине женщинам вполне по силам сделать карьеру в бизнесе. «Если есть желание работать, то работа, как правило, отвечает тем же. Тем более что сейчас наступает период правления женщин», – полушутя-полусерьёзно говорит г-жа Бенецкая. В страховом бизнесе руководители-женщины действительно встречаются чаще, чем в других сферах. Председатель правления «Страховых традиций» считает, что это связано с особенностями женского подхода к управлению. «Один мой коллега как-то спросил, в чём секрет моего метода управления. Я подумала и определила свой стиль как интуитивно-эмоциональный», – рассказывает Наталья Бенецкая. Впрочем, по её словам, далеко не все считают, что женский метод руководства является благом для бизнеса. «Недавно я прочитала статью «Женщина-руководитель: благо или стихийное бедствие». Несмотря на свои первоначальные сомнения, автор пришёл к выводу, что всё-таки – благо. Ведь женщина замечает больше мелочей», – рассказывает г-жа Бенецкая. По её мнению, несмотря на внимание общества к политикам, большим влиянием обладают всё же бизнесмены: «За каждым политиком или политической силой так или иначе стоят предприниматели, которые финансируют деятельность партий и их лидеров».

Жанна Ревнова
Возраст: 35 лет
Должность: руководитель департамента по корпоративным связям компании «Киевстар»
Семейное положение: замужем, воспитывает дочь Алису 

Жанна Ревнова возглавила направление по общественным связям компании «Киевстар» в 2004 году, до этого два года проработав специалистом по связям со СМИ компании Phillip Morris (Украина). Жанна считает, что в вопросах достижения цели нет принципиальной разницы в том, мужчина вы или женщина. По её мнению, Украина – далеко не самая бедная на женщин в бизнесе страна. «Например, в Швейцарии практически нет женщин на руководящих должностях, там женщины трудятся в основном секретаршами», – отмечает г-жа Ревнова. 

Малое количество женщин-руководителей в Украине она объясняет тем, что самостоятельную карьеру они начали не так давно. «Этот процесс массово стал развиваться лишь в конце 90-х. И я думаю, что мы только в начале того пути, когда женщины начинают реализовывать себя в карьере и профессии», – говорит она. И добавляет, что в течение ближайших 10 лет эта ситуация выровняется. «По крайней мере, в малом и среднем бизнесе достаточно много женщин-руководителей и организаторов бизнеса», – резюмирует Жанна. 

Жанна Ревнова не считает исключительно женской тенденцией то, что в рейтингах популярности побеждают в основном дамы от политики. По её мнению рейтинги – это показатель не реального влияния, а популярности. «В пиаре это называется awareness – осведомлённость целевой аудитории, популярность, процент знания. А у нас наиболее популярными людьми являются политики и представители шоу-бизнеса», – говорит она. Причину такой несправедливости Жанна видит в том, что бизнесмены гораздо реже появляются на экранах телевизоров и на страницах газет. Да и сами средства массовой информации, по её мнению, больше любят именно политиков. «Большинство газет и журналов у нас общественно-политические, телепрограммы в прайм-тайм тоже сплошь политические или развлекательные. Откуда же люди могут знать бизнесменов, если вокруг одна сплошная политика?» – задаёт риторический вопрос Жанна Ревнова.

Оксана Елманова
Возраст: 35 лет
Должность: генеральный директор группы компаний FIM
Семейное положение: разведена, есть дочь 

Оксана Елманова работает в девелоперском бизнесе уже более 10 лет, причём всё это время находится на позиции топ-менеджера. Телезрителям она знакома как участница инвестиционного телешоу «Акулы бизнеса», в которой г-жа Елманова оценивает смелые проекты начинающих предпринимателей. 

Гендиректор группы компаний FIM признаётся, что ценит в людях логичность, устойчивость, умение принимать решение. А таких понятий, как «мужчина» и «женщина», ни внутри своей компании, ни в бизнесе в целом она не различает «Есть абсолютно чёткие правила для всех. В конце прошлого года мы сделали буклет о компании, в котором была страничка о персонале. И я сама удивилась, когда увидела, что на руководящих должностях много женщин. Хотя внутренний баланс компании сохранён – есть и мужчины, и женщины», – рассказывает Оксана Елманова, задавая риторический вопрос: «Если человек профессионален, то какое значение имеет пол, вес, возраст?» 

Но несмотря на такую позицию, Оксана Елманова всё же делает маленькую оговорку: «Думаю, что женщина может иногда лучше и тоньше выполнить определённые задачи». Гендиректор считает, что сейчас в системе управления компаний FIM позиции женщин становятся сильнее. «Возможно, идёт какая-то волнообразная усталость. Мужчины устали, и мы, женщины, должны включиться и поддержать. Вот и включаемся: успешно делаем карьеру, управляем собственным бизнесом, – говорит Оксана Елманова. По её мнению, политика – это цивилизованный механизм реализации интересов меньшинства, которое владеет ресурсами, через интересы большинства. «Во всём мире политика – это механизм лоббирования интересов. В нашей стране из-за неструктурированного и несформированного общества понятия «бизнес» и «политика» практически не разделены. Однако между ними должна быть чёткая граница», – уверена Оксана Елманова.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.