Три-четыре миллиарда. Что мешает Украине привлекать иностранные инвестиции

Фото: Why Media/YouTube
Фото: Why Media/YouTube

Крупный китайский инвестор, основатель бизнес-инкубатора Global Angels Патрик Цанг – о том, чему Украина должна поучиться у Литвы, как война в стране влияет на приток инвестиций и нужно ли разрешать продажу земли иностранцам

Related video

"Сколько денег ваша компания готова вложить в Украину?" — спрашивают у инвестора из Китая Патрика Цанга журналисты. Тот ни секунды не мешкая, хладнокровно отвечает: "Миллиарда три-четыре долларов". Основатель бизнес-инкубатора Global Angels и глава правления инвесткомпании Tsang"s&Co, который инвестирует в технологии, недвижимость, образование, розничную торговлю и медиабизнес, приехал в Украину на Киевский международный экономический форум — 2017. Заодно, говорит он Фокусу, чтобы разведать бизнес-обстановку в стране и в скором времени вернуться с более конкретными предложениями.

Три года назад Патрик стал Человеком года на ежегодном Форуме экономического развития Китая. Последние проекты, над которыми работала Tsang"s&Co под руководством Цанга, — ресторан на 10 тыс. м² в Нью-Йорке, отель премиум-класса в центре Лондона и брокерская компания Vale International Group.

Честность во всем

В последние несколько лет мировые экономические эксперты сходятся во мнении, что будущее мировой экономики — за азиатскими странами, особенно за Китаем. Ваши инвесторы сегодня пытаются вложить деньги во все секторы экономики, но не спешат заходить в Украину. Почему?

— Что касается конкретно нашей компании, то мы хотим вкладывать деньги в различные секторы во многих странах мира. Заходить в проблемные страны мы не боимся, потому что понимаем: в каждой стране свои вызовы. И мы должны быть готовы к этому, если хотим зарабатывать деньги. Зачастую именно в тех странах, где есть какие-то проблемы, больше возможностей.

Проблема Украины в том, что ее бизнес-имидж неблагоприятный для иностранных инвесторов. В первую очередь, конечно же, это из-за коррупции, которая процветает в стране. Плюс у вас недостаточно эффективно работает закон. К примеру, несколько месяцев назад я был в Литве. То, как они умеют привлекать иностранные деньги, не сравнится с Украиной. Они предоставляют огромные налоговые преимущества для инвесторов из других стран.

Что должна делать Украина, чтобы стать инвестиционно привлекательной страной?

"Сейчас все китайские инвестиции в Украину — от государственных компаний, а нужно сделать так, чтобы и частные инвесторы хотели прийти в вашу страну"

— Сейчас страна нуждается в помощи иностранных экспертов — юристов, бухгалтеров, технологических экспертов, которые приедут и научат вашу молодежь своему опыту. К сожалению, экспертов, готовых приехать работать в Украину, сегодня нет. Вы должны стать более открытой и прозрачной для ведения бизнеса страной. Правительство в первую очередь должно всячески способствовать привлечению бизнесменов в страну. Сейчас все китайские инвестиции в Украину — от государственных компаний, а нужно сделать так, чтобы и частные инвесторы хотели прийти в вашу страну.

Многие украинцы, находясь за границей, акцентируют внимание на внутренних проблемах Украины — войне, коррупции. Возможно, стоит меньше говорить о проблемах, чтобы не отпугивать приток инвестиций в страну?

— Я не согласен с тем, что не нужно говорить о проблемах, чтобы не формировать негативную картинку для зарубежных коллег. В инвестициях, как и в жизни, нужно быть максимально честными. Лучше пусть люди, готовые вкладывать в вашу страну, изначально знают о ее проблемах. Если они готовы с ними столкнуться, они точно не станут убегать от них. А представьте, если вы создадите образ страны, в которой все хорошо, инвестор придет к вам с большими деньгами и только после этого увидит реальную ситуацию. Он мало того что сам никогда не будет иметь с вами дело, но еще и посоветует всем коллегам не соваться в Украину.

Какие секторы украинской экономики наиболее привлекательны для Китая, например?

— Первое и самое главное — это сельское хозяйство. У вас, бесспорно, есть много сельхозпродукции. И китайских денег в этом секторе украинской экономики уже предостаточно. При этом не скажу, что это очень уж помогает украинцам. Вам нужно создавать как можно больше сфер для инвестиций. Например, Украина может похвастаться своей транспортной инфраструктурой: ваши порты — подходящее место для перевозки товаров из Китая в остальной мир. Китайский инвестор сейчас жаждет поработать в секторе возобновляемой энергии. Уверен, именно в этой сфере будет успешное сотрудничество между Украиной и Китаем, причем не только с ним, но и с другими азиатскими странами. Недавно я виделся с послом Южной Кореи. Там очень приветствуют привлечение южнокорейских технологий в украинские инвестиции. Их компании-гиганты, такие как Samsung и Hyundai, приносят много прибыли от экспорта в Украину.

Министр экологии Украины анонсировал строительство солнечных электростанций на территории Чернобыля. Пока что речь идет о небольших электростанциях. Как вы оцениваете привлекательность этой идеи для масштабных проектов?

— Думаю, строить там солнечные электростанции — замечательная идея. Чернобыль — это большая катастрофа в украинской истории. В свое время она затронула сердце не только граждан Украины, но и многих людей во всем мире. Но если эту трагедию можно использовать в положительном русле и сделать что-то важное и полезное на этих землях, думаю, любая страна, не только Китай, будет заинтересована в инвестировании в такие проекты.

"Я больше поддерживаю сторону тех, кто выступает за разрешение продажи земли иностранцам. Но в этом контексте назревает другой серьезный вопрос: что ваше правительство будет делать с деньгами, полученными от продажи земель"

Китайское счастье

У нас в стране не первый год продолжается дискуссия по поводу того, стоит ли разрешать продажу рынка земли иностранцам. Одни говорят, мол, если продадим украинские земли, потеряем страну. Другие настаивают, что это позитивно отразится на экономике Украины. Как вы думаете, продажа земли иностранцам дает больше плюсов или минусов?

— Вопрос земли очень сложный. Я понимаю позицию обеих сторон. Но больше поддерживаю сторону тех, кто выступает за разрешение продажи земли иностранцам. Если они купят ваши земли, то будут рассматривать Украину уже как страну, где хотят жить и куда инвестировать. Но в этом контексте назревает другой серьезный вопрос: что ваше правительство будет делать с деньгами, полученными от продажи земель? Для начала нужно сосредоточиться на антикоррупционном законодательстве и решить, по какому алгоритму иностранцы вообще будут покупать эти земли, и только после этого продавать их. Потому что если просто продать земли, а чиновники при этом деньги используют неправильно, во всем этом нет смысла.

Возьмем, к примеру, Сингапур. Ли Куан Ю, создатель сингапурского "экономического чуда", понимал, что продавать земли — это нормально. Большинство людей, которые сейчас живут в Сингапуре, иностранцы.

Как стране, в которой преимущественное большинство жителей — иностранцы, не потерять свою национальную идентичность?

— Ли Куан Ю заставил своих граждан учить в школе китайский и английский. Теперь люди там могут говорить на четырех-пяти языках одновременно, но на китайском и английском — лучше всего. Причина, по которой Сингапур с нуля стал одной из самых развитых стран мира, не в том, что они продали земли, а в том, что у них был важный ресурс — люди. У Украины этого ресурса в разы больше. И украинцы должны получать качественное образование, в стране должна развиваться национальная идея.

Кстати, о национальной идее и языках обучения. Недавно в Украине приняли новый Закон "Об образовании", по которому обучение детей в школах после 5-го класса должно проходить на украинском языке. Представители нацменьшинств против: мол, зачем им учить украинский, если они его не используют. Как вы думаете, стоит ли вообще языковому вопросу уделять столько внимания?

— Украинский важен, так же как и русский, и английский. Чем больше языков ваши дети будут знать, тем больше возможностей у них будет. Если Украина — стратегическое место между Россией, Европой и Азией, тогда вы должны стать мостом между ЕС и СНГ. Плюс нужно уважать культуру всех этических групп, которые живут в стране. Это хоть и не намного, но делает людей в стране счастливыми. А как только человек чувствует себя счастливым, он сразу хочет зарабатывать деньги. Причина богатого Сингапура — в счастье людей, а его им обеспечивает как раз государство. Дети там получают бесплатное образование, обучаясь на китайском и английском. Но, например, большая индийская диаспора не чувствует никакой агрессии и притеснений ни с чьей стороны.

В Китае люди счастливы?

— Сложный вопрос. Думаю, счастливы — они больше не голодают, у них есть еда. В Китае много людей, которые несчастны из-за своего материального мышления. Например, люди, которые зарабатывают $5 тыс., хотят $10 тыс., как только они получают $10 тыс., они хотят уже $100 тыс. и так далее. Проблема в том, что это желание получать все больше и больше, делает их несчастными.