Re:luxury

Так получилось, что за тему номера Фокуса «Лица роскошной Украины» отвечал я. В процессе его подготовки много раз возникал вопрос: а что значит luxury? Что можно классифицировать как люкс, а что нет?


Однажды в Харькове мне попал в руки неплохой журнал, темой которого были модные предпочтения местной тусовки. На иллюстрациях в полный рост красовались симпатичные молодые люди. Напротив каждого были перечислены марки и цены вещей, в которых герои публикации позировали фотографам, а также краткая информация: чем человек занимается и куда так одевается – на работу, в клуб или на прогулку. Студенты выглядели неплохо в недорогих джинсах и курточках за 200–300 грн. Начинающие менеджеры демонстрировали деловой стиль, который обходился им в одну-две тысячи. Владельцы магазинов и кафе, рекламисты и творческие работники показались в вещах известных и дорогих брендов – от двух до пяти тысяч за все. Тема была построена как рейтинг – в порядке возрастания стоимости всего комплекта: одежды, обуви и аксессуаров. Я пролистал материал, и когда дошел до последней страницы, то есть до самого дорого одетого персонажа, чуть не ахнул. Туфли Louis Vuitton, брюки Kenzo, куртка Roberto Cavalli, ремень Dolce&Gabbana… Но дело не в громких брендах и даже не в 27 тысячах гривен, которые были надеты на 23-летнего мужчину. Меня поразило то, кем этот человек оказался и куда он в этой одежде ходит. "Юрий. Работник налоговой инспекции. На работу" – значилось в краткой справке напротив фотографии скромного чиновника.

Не хочу говорить о моральной стороне дела, но мне кажется, что когда сборщик податей носит шмотки за 5 тысяч долларов, это не luxury. Более того – по факту публикации этим могла бы заинтересоваться прокуратура.

Когда бывший премьер Виктор Янукович в Страсбурге засветился в обуви из кожи страуса стоимостью порядка тысячи долларов, европейская пресса сочла это за дикость и в очередной раз подняла на смех Украину. Нынешний премьер Юлия Тимошенко также не стеснялась выходить на люди в одежде от Louis Vuitton – весьма нескромной марке для человека, живущего за счет налогоплательщиков. И снова мне кажется, что это не luxury.

Но дело не только в вещах. На минувшей неделе в Киеве побывал президент США Джордж Буш-младший. Его сопровождали сонмы охранников и обслуги, которые прилетели в Киев целой эскадрой самолетов. Очевидно, что американский лидер всегда так путешествует по миру, и оплачивают это налогоплательщики его страны. И мне кажется, что это непозволительная роскошь, так сказать, слишком luxury для сегодняшней Америки, которая никак не может справиться с затянувшимся финансовым кризисом.

Я много раз наблюдал, как во время визитов первых лиц Украины в какой-нибудь областной центр милиция перекрывала основные магистрали, и люди, которые ехали в машинах или в общественном транспорте по своим делам, вынуждены были подолгу ждать в духоте дорожных заторов. И то, как обставлены поездки первого украинского демократического Президента, чересчур luxury для этой бедной страны.

В этом году я побывал в степном Крыму. Многие и многие километры вдоль трассы простирались брошенные и развалившиеся фермы, заросшие сорняком поля и вырубленные виноградники. Если выехать за пределы окружной дороги любого большого города, даже в пресловутых донорских областях юга и востока Украины, создается ощущение, что здесь совсем недавно была война. И я думаю, что высокие чиновники, которые предпочитают на высоких скоростях разъезжать по убитым дорогам в машинах класса люкс, – совсем не luxury.

Во время Второй мировой войны многие немецкие аристократы и промышленники сохранили и даже преумножили свои состояния. У некоторых из них сохранились счета в швейцарских банках, и не все эти деньги были нажиты трудами праведными. Но в период послевоенного восстановления в разрушенной и голодной стране демонстрировать свою обеспеченность считалось дурным тоном. Богатые немцы осознанно отказались от дорогих покупок и предметов роскоши, потому что большинство сограждан не могли позволить себе самое необходимое. Возможно, именно поэтому сегодня Германия является лидером по производству люксовых автомобилей, а немцы – потребителями самой дорогой французской и итальянской одежды.