Мнение: Виртуализация политики

Политическая агитация в скором времени переместится в интернет, а социальные сети станут более важным инструментом контроля и агитации, чем традиционные СМИ, считает постоянный колумнист Фокус.ua Игорь Богатырев

Меня всегда поражала интенсивность, с которой вирус социального интернета – социальных сетей, блогов, форумов – захватывает наше общество одиночек. Число пользователей Facebook в этом году перевалило за 800 миллионов. Люди с радостью делятся своей личной информацией: где был, что делал, с кем дружишь, состоишь в отношениях и так далее. При этом, каждый пользователь точно знает, что информацию о нем может получить кто угодно – и потенциальный работодатель, к примеру, и налоговая инспекция. Но это никого не останавливает.

Ничего бесплатного на самом деле не бывает, просто ценник виден не всегда

Недавно прозвучала новость о том, что структура Facebook пополнилась "комитетом политического действия". Цель этого подразделения – возможность официально поддерживать того или иного кандидата, или партию на пути к власти. По законам США, корпорации не могут напрямую финансировать избирательные кампании и для этого прибегают к помощи "комитетов", которые могут перечислять смешные суммы: до $5 000 – кандидату и до $15 000 – партии.

Почему смешные? Потому что Facebook дал политикам феноменальные возможности, в эквиваленте в тысячи раз превышающие эти пять или пятнадцать тысяч. Причем, не одному конкретному политику, баллотирующемуся в Конгресс, Сенат или Белый Дом, а всем политикам из разных частей мира в одночасье.

Что мог бы сделать кандидат за 5 тысяч вне Сети в масштабах всей страны? Заказать несколько бордов? Может быть, если повезет, один раз выйти на страницах небольшого печатного издания с тиражом около 30 тысяч экземпляров.

Уже сейчас говорят о том, что в ближайшее время весь интернет может ужаться до социальных сетей. Не нужны будут ни новостные ресурсы, ни персональные, ни корпоративные сайты

Facebook же позволяет создать собственный коммуникативный канал, через который можно ежедневно поддерживать связь с сотнями тысяч избирателей. При этом, социальная сеть позволяет проводить жесткий отбор пользователей, нацелиться только на тех избирателей, которые являются твоей основной целевой аудиторией. И не тратить при этом ни копейки, разве что оплачивать услуги райтеров. Так в чем же подвох?

Уже сейчас все говорят о том, что в ближайшее время весь интернет может ужаться до социальных сетей. Не нужны будут ни новостные ресурсы, ни персональные, ни корпоративные сайты. Все будет в Facebook – и часть в Twitter, который со временем тоже будет в Facebook. Традиционные СМИ станут уделом кучки экспертов и любителей аналитики. Останется несколько ключевых каналов для обмена информацией, которые будут контролироваться парой человек. Вот и цена вопроса. Сегодняшние медиа-магнаты, продолжающие скупать газеты, журналы и телеканалы затеряются на фоне владельцев соцсетей. Для того, чтобы иметь власть, вместо десятка газет будет достаточно иметь в руках одну популярную площадку.

Отобрать этот канал коммуникации – все равно что отобрать у оппозиции СМИ. С одной лишь разницей: тут, наоборот, оппозиция может отобрать у власти СМИ.

Помню, в научной фантастике встречал сюжет, когда главой католической церкви был избран компьютер, грубо говоря, виртуальная личность. Сегодня это почти становится реальностью. Думаю, благодаря Facebook уже в обозримом будущем, можно будет увидеть первого виртуального президента. В конце концов, если бы в 2005 году сказали, кто переедет в Белый Дом в 2008-м, никто бы не поверил.

Фокус.ua.