Может ли государство вмешиваться в нашу личную жизнь
При каких обстоятельствах власть имеет право ограничивать личные свободы отдельных людей ради безопасности других, пишет на Фокус.ua координатор проекта "Стратегия интеграции Украины в Европейское энергетическое сообщество" Игорь Богатырев
Последние скандалы, обрушившиеся на администрацию Барака Обамы, большинство украинских СМИ проигнорировали. Напрасно. На мой взгляд, в частности, прослушка властями телефонов журналистов информационного агентства Associated Press, – обостряет очень важную проблему. Речь о том, при каких обстоятельствах, и в каком формате государство может ограничивать личные свободы отдельных людей ради обеспечения безопасности всех остальных граждан?
Этой же спорной и неоднозначной теме недавно была посвящена главная статья и обложка журнала Time. Эксперты и журналисты рассуждают о том, можно ли было бы предотвратить теракт на благотворительном марафоне в Бостоне, если бы государство уделяло больше внимания личной жизни, перепискам, аккаунту в Youtube и Twitter братьев Царнаевых. И нужно признать, что ответ напрашивается скорее "да", чем "нет".
Государство может собирать информацию без ведома человека, но только из открытых источников – те же Youtube, Facebook, Twitter и т.д. Конфиденциальная информация, вроде частной переписки и звонков, должна оставаться жестким табу
По моему мнению, государство имеет право и может собирать информацию без ведома человека, но только из открытых источников – те же Youtube, Facebook, Twitter и т.д. Сегодня очень часто люди сами не против поделиться своими планами на будущее с окружающим миром. И Царнаев, который накануне теракта выкладывал радикальные ролики на Youtube – эту теорию еще раз подтверждает. Но конфиденциальная информация, вроде частной переписки и звонков, должна оставаться жестким табу до тех пор, пока суд не даст соответствующее разрешение.
Изначально одной из главных обязанностей демократического государства было создание комфортного пространства для жизни каждого человека. Безусловно, это включало возможность общаться без ощущения big brother is watching you. И сегодня, несмотря на все вызовы, эта ценность не устарела. Борьба с терроризмом – не повод ней пренебрегать. В противном случае наше будущее рискует превратиться в нечто напоминающее антиутопию Евгения Замятина "Мы", где стены всех домов прозрачные, а опускать занавески разрешается только изредка, в особых случаях.
В этом контексте ситуация с прослушкой телефонов журналистов Associated Press меня очень огорчила. Этот кейс неприятен не только из-за того, что власти грубо вмешались в личное и профессиональное пространство людей, но и потому, что это дело станет прецедентом для многих развивающихся стран, которых упрекают в недемократичности и пренебрежении свободой слова. Посудите сами, даже в Украине могут решить, а почему бы и нет.
Разумеется, в мире нет белого и черного. И помня о существовании Гуантанамо и других примеров, которые, мягко говоря, выходят за рамки "демократии", я не идеализирую Соединенные Штаты. Но, вне всяких сомнений, это государство, в котором защита прав и свобод человека занимает далеко не последнее место. И прецедент с прослушкой телефонов – достаточный повод для того чтобы власть принесла свои извинения гражданам. Тем не менее, этого до сих пор этого не произошло.