Мнение. Уловка-9221
Декриминализация статьи Юлии Тимошенко приведет к реабилитации целой армии милицейских оборотней и, возможно, обелит экс-президента Леонида Кучму
Еще в преддверии эпохального приговора Родиона Киреева по делу Тимошенко в обиход депутатов ворвалось новое, труднопроизносимое слово "декриминализация". В лексиконе слуг народа оно появилось с легкой руки президента Виктора Януковича, который в разгар громкого процесса над оппозиционером №1 внес в парламент соответствующий законопроект. Выступив в роли доброго царя, гарант решил подарить вольницу тем, кто уже тянет тюремную лямку за хозяйственные и должностные преступления либо же собирается пополнить их ряды. В случае если заветный законопроект будет принят, первые смогут добиться освобождения через суд, а вторые выйдут на волю автоматически.
В случае декриминализации милицейские оборотни, калечившие и убивавшие людей, выйдут на свободу
В оппозиции новость о декриминализации тоже восприняли на ура. Там, не вникнув в детали, сразу выстроили несложную логическую цепочку: загнанная в угол критикой Запада власть сама идет навстречу, через поправки в Уголовный кодекс (УК) она гуманизирует "Юлину статью", и лидер окажется на свободе.
А вместе с ней и бывшие министры – Юрий Луценко и Валерий Иващенко, обвиняемые с той же формулировкой.
Вот только незадача – в президентском законопроекте №9221, за который 6 октября проголосовало коварное большинство, не оказалось тимошенковской ч. 3 ст. 365 УК "Превышение власти, повлекшее тяжкие последствия". Зато Янукович предложил полностью декриминализировать такие "сплошь полезные" деяния для государства, как контрабанда, фиктивное банкрот-ство, занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности и т. д. Вместо тюремного срока за эти художества предлагается облагать виновных солидными штрафами.
Когда Тимошенко получила 7-летний срок, депутаты БЮТ продолжили лелеять надежду, что во втором чтении в новом законопроекте таки появится "Юлина статья". Однако голосовать за нее регионалы напрочь отказались.
В ответ на это 18 октября БЮТ заблокировал трибуну парламента. Вместо этого горячим головам из оппозиции лучше было бы обратиться к профессиональным юристам и выяснить, какой ящик Пандоры они откроют, если безоговорочно выбросят из разряда преступлений пресловутую 365-ю статью. Ведь такой неосмотрительный шаг приведет не только к чиновничьему произволу, но и к настоящему милицейскому беспределу.
В Украине за годы независимости была масса уголовных дел, когда люди гибли в милицейских участках от кулаков или пули следователя, пытавшегося выбить признание либо же заставить свидетеля оговорить себя или знакомых. И каждый раз прокуратура почему-то квалифицировала их деяния не как умышленное убийство, а как превышение власти. То есть по той же 365-й статье. Один из наиболее резонанс-ных случаев – гибель студента Игоря Индыло в мае 2010 года в Шевченковском РУВД Киева. Парень вошел в участок здоровым, опрятно одетым, на своих ногах, а вынесли из отделения милиции уже его труп. Одному из обвиняемых – участковому Сергею Приходько, который приволок Индыло в участок, как раз вменили ч. 2 ст. 365 УК. Если ее декриминализируют без всяких оговорок, Приходько будет реабилитирован.
Подобных примеров тьма, и, как справедливо заметила киевский адвокат Татьяна Монтян, "декриминализации Юлиной статьи с нетерпением ждет вся милицейская зона в Макошино", где у каждого второго в личном деле судимость за превышение власти по 365-й. В случае декриминализации все эти милицейские оборотни, калечившие и убивавшие людей, выйдут на свободу. Даже экс-президента Леонида Кучму прокуратура изловчилась обвинить не в подстрекательстве к убийству журналиста Георгия Гонгадзе, а в том же пресловутом превышении власти. Только по старому кодексу образца 1960 года. Если пройдет гуманизация этого преступления, то Кучма непременно будет окончательно и бесповоротно реабилитирован.
Я за свободу Тимошенко, но не ценой освобождения и восстановления в правах преступников. Как говорится "Кесарю кесарево…"
Андрей Ткач, журналист