Гречки.net. Сколько стоит предвыборная кампания кандидата-мажоритарщика

Если у кандидата в депутаты нет денег и возможности рекламировать себя, все, что ему остается, — всегда быть на связи с избирателями

Related video

Продолжение спецпроекта "Наш кандидат"

Мне следовало пойти в любой государственный банк по местонахождению участковой избирательной комиссии и зарегистрировать свой кандидатский счет.

Все, что для этого было необходимо:
- предъявить в банке постановление Центризбиркома о регистрации меня кандидатом в народные депутаты Украины;
- иметь при себе паспорт и идентификационный код.

И, конечно, надо было оказаться в нужное время и в нужном месте — в Харькове, где я баллотируюсь по своему району. Но 22-го мы сдавали номер Фокуса. На следующий день — планировались, а с 24 августа начинались выходные.

Последний срок, когда я мог создать этот счет, истек в понедельник, 27 августа, когда я уже должен был находиться на работе в Киеве. И я опоздал.

Моя кампания по самым скромным подсчетам обошлась бы мне в 465 000–500 000 грн

Теперь у меня не будет рекламы на билбордах, в газетах, на радио и ТВ. Я не имею права печатать листовки и платить агитаторам за их распространение. По закону о выборах, все это я мог бы оплачивать только из кандидатского фонда, которого у меня нет. Не дай Бог, я закажу тираж агиток или уговорю какое-то агентство разместить мою физиономию и лозунг на рекламном щите, Центризбирком пришлет мне предупреждение о том, что я нарушаю избирательное законодательство. Несколько таких предупреждений — и мою регистрацию попросту отменят.

Но чтобы сохранить чистоту эксперимента, я все-таки выяснил подробно у друзей-рекламистов, сколько бы мне стоила кампания в харьковских СМИ и агитация в моем округе, где, по данным ЦИК, проживает 156 146 человек. Берем 2 месяца, оставшихся до дня, когда по закону предвыборную пропаганду следует прекратить:

- наружная реклама (минимум 5 билбордов в районе, где баллотируется кандидат, 4000–5000 грн. в месяц за каждый) — 40 000–50 000 грн.;
- печать и распространение листовок формата А4 (в ходе кампании желательно выпустить несколько разных листовок тиражом не менее 50 000 экземпляров, 0,5–1,0 грн./экз.) — 25 000–50 000 грн.;
- размещение видеоролика на ТВ (на одном из местных телеканалов четырехразовое размещение 20–30-секундного видео в прайм-тайм — около 100 000 грн. в месяц) —
200 000 грн.;
- размещение аудиоролика на радио (рекламисты утверждают, что для результативной кампании необходимо не менее 6 эфиров в день 20–30-секундного ролика на
5 радиостанциях, и это обойдется примерно в 100 000 грн.
в месяц) — 200 000 грн.

Продуктовые наборы для малообеспеченных людей я не включил в расчеты. Извините, бабушки, но это не соответствует моим принципам.

Итого, моя кампания по самым скромным подсчетам обошлась бы мне в 465 000–500 000 грн. Честно говоря, такой суммы у меня бы не было, даже успей я открыть свой кандидатский счет. А будь он у меня, я бы столкнулся с еще одной проблемой: если бы кто-то из моих друзей или сочувствующих решил пожертвовать деньги в мой избирательный фонд, я должен был бы отчитаться об этом в Центризбиркоме. И я не уверен, что после этого к какому-то моему стороннику не нагрянула бы внеплановая налоговая проверка или прокуратура.

Поэтому я не очень расстроился из-за своего опоздания. Нет причин беспокоиться об этом и у многих моих соперников. Мне удалось выяснить, что далеко не все кандидаты, баллотирующиеся по моему округу, выполнили те небольшие формальности, что позволяют вести полноценную предвыборную кампанию — с рекламой и агитацией. У них нет цели победить или что-то сообщить своим избирателям. Дело в том, что каждая партия и любой кандидат может подать прошение включить в избирательную комиссию своего представителя, а также иметь на избирательных участках официальных наблюдателей в день выборов. Именно поэтому в списках кандидатов по любому округу в Украине — десятки людей. Ведь это отличная возможность повлиять на результат голосования прямо на участке, учесть или аннулировать некорректно заполненные избирательные бюллетени, закрыть глаза на нарушения и, вообще, продаться подороже той или иной политической силе.

Кстати, своих людей в комиссиях и наблюдателей на участках у меня тоже не будет.
Но и это меня не очень волнует. Потеряв шанс на традиционную избирательную кампанию, я просто вынужден превратить эту проблему в возможность. Не могу нанимать агитаторов, зато начал поиск волонтеров — тех, кто примет мои ценности и поддержит за идею, а не за деньги. Теперь мое единственное пространство для самовыражения — интернет и социальные сети, позволяющие познакомиться с десятками тысяч моих земляков. И уже сегодня, сидя за компьютером в редакции Фокуса, встречаюсь со своими потенциальными избирателями в "Фейсбуке", "ВКонтакте" и на форуме независимого харьковского агентства mediaport.ua. Эти люди полны предубеждений, и мне не всегда легко отвечать на их вопросы. Но такие никогда не пойдут голосовать за гречку.

И именно ради них — продолжение следует.

Проект "Наш кандидат" – журналистский эксперимент Фокуса, в рамках которого редакция намерена изнутри проверить работу избирательной системы в стране и как можно полнее рассказать о ней читателям на разных платформах и в разных форматах: авторских колонках, репортажах и видеоблогах. Читатели смогут следить за развитием предвыборной кампании нашего кандидата в журнале, на личном блоге Игоря Тупикина и в его аккаунте в социальной сети Facebook.