Жесть смолоду. Зачем совмещать работу и учебу
Молодые люди все чаще совмещают учебу и работу, иногда бросая первое ради второго. Теперь это не просто возможность подзаработать, а залог успеха и карьерного роста, пишет на Фокус.ua писатель Катерина Бабкина
В конце девяностых все деньги, которые зарабатывали родители подростков, уходили на еду, оплату учебы и – если очень повезло – одежду. Искать развлечения приходилось за свой счет. Лишь у ограниченного количества людей тогда хватало средств на большее. Даже на Западной Украине, где практически у каждого был зарабатывающий родственник за границей. Я до сих пор завидую, когда старшеклассников отправляют в Турцию на море или в языковую школу где-нибудь в Европе. Теперь этим никого не удивишь. Скажу как бабушка – в мое время все было иначе. Если родители могли дать на выходных пятерку на такси, это был подарок с небес – на пятерку гуляла вся компания, а домой шли пешком.
На фоне общего раннего взросления детей первая работа все чаще рассматривается, как возможность понять и реализовать себя, расширить круг знакомств и приобрести полезный опыт
Мальчики подрабатывали админами в компьютерных клубах. Это решало сразу две проблемы – доступ к сети и деньги. Девочки посмелее работали официантками, а поумнее и с придирчивыми мамами – занимались переводами и давали уроки детям помладше. С детьми получалось особенно мило – клиентами часто выступали более обеспеченные знакомые или родственники – так они, не унижая, помогали старательному подростку. Это были самые распространенные "профессии". Немногие занимались оформлением (слово "дизайн", как и сам вид услуг, было не в ходу), журналистикой или сетевым маркетингом. Никто из них особо не зарабатывал – исключение составляли несколько самых удачливых на весь город, которым посчастливилось попасть журналистами в штат на телевидение или ведущими на радио. У таких была зарплата, хоть отдаленно сравнимая с настоящей взрослой зарплатой. Про копирайтеров, аккаунт-менеджеров, менеджеров по работе с клиентами, а так же курьеров или промоутеров в областном центре тогда не знали. Работа пиджеем или хостесс вообще приравнивалась к проституции.
Я писала в газету. Денег хватало на кофе или колу, вино или сигареты, помаду или лак. Не на все сразу – приходилось выбирать. Иногда удавалось напечатать полосу стихов или большой рассказ, а на вырученные деньги купить на базаре кроссовки или джинсы. Я не думала о перспективах. Нужна была одежда. С такой же мотивацией тогда работали многие. Никто особо не задумывался о саморазвитии или реализации.
Сейчас все немного иначе. У молодых людей больше перспектив. Деньги нужны, но не настолько. И это позволяет по-другому взглянуть на проблему, с которой сталкивается после школы каждый думающий подросток: кем стать и что дальше? Идти учиться в вуз у нас положено, но что действительно хочется делать в жизни, к тому моменту знают немногие. Так, первая работа дает не только возможность заработать и почувствовать относительную материальную независимость, но и узнать ближе реальный мир. Работы, которую можно выполнять дистанционно и совмещать с учебой, стало больше. Те, кто подрос всего на несколько лет позже, чем я, уже начинали промоутерами, контент-менеджерами или райтерами, дизайнерами на фрилансе, интервьюерами, теми же пиджеями и хостесс. Некоторые выросли из промоутеров в нью-бизнес директоров – в одной компании.
Современная молодежь практически в обязательном порядке совмещает учебу с работой.
Но теперь это залог будущего успеха. На фоне общего раннего взросления детей первая работа все чаще рассматривается, как возможность понять и реализовать себя, расширить круг знакомств и приобрести полезный опыт. Некоторые отказываются от поспешного образования. Так, мой друг прекратил попытки стать стоматологом уже на первом курсе.
В международное рекламное агентство он отправился прямиком из зубного кабинета, где ассистировал, честно постигая выбранную профессию. Пройдя весь путь профессионального становления сейчас, в двадцать пять, после международных наград и отличий, он уходит из рекламы в продюсирование. Вузовского диплома у него по-прежнему нет. Но теперь мало кто об этом вспоминает.
Конечно, в таком подходе есть свои минусы. Кто-то с головой уходит в работу и забывает жить, как положено молодым людям – весело, творчески и в поиске. Но при этом из молодых-да-ранних вырастают особые специалисты, которые вполне могут изменить что-то в глобальных масштабах. Они все еще полны энергии, идей и инициатив, с пеленок погружены в контекст и впитывают информацию на практике, а не в теории. Иными словам формируются и развиваются профессионально вместе с выбранной отраслью, а не просто в ней. К тому же – держат в здоровом тонусе игроков постарше, так как составляют им полноценную конкуренцию.