Родители украинских школьников должны выбирать между здоровьем ребёнка и его знаниями

2012-11-13 13:11:00

1 0
Родители украинских школьников должны выбирать между здоровьем ребёнка и его знаниями

Родители украинских школьников должны выбирать между здоровьем ребёнка и его знаниями

В одной из гимназий Германии в Северном Рейне-Вестфалии домашние задания для учеников 5–9-х классов отменены. По задумке педагогов, благодаря тому, что уроки станут интенсивнее, школьная программа не пострадает. Странное, на первый взгляд, решение учителя поясняют просто: у детей, которые находятся в школе практически весь день, должно быть больше времени на отдых и занятия спортом. И действительно, мало кто поспорит с тем, что ребятам необходимо чаще бывать на свежем воздухе и иметь возможность отвлечься от учёбы. Но мы, похоже, любим своих детей не так, как нем-цы. В Украине всё наоборот. Уроки и выполнение домашних заданий у школьников занимают более 12 часов. И такие нагрузки большинству из них просто не по силам.

По данным Министерства здравоохранения, в стране с каждым годом уменьшается количество здоровых школьников. Вы только вдумайтесь: за последние десять лет темп прироста распространения заболеваний детей в возрасте до 14 лет составляет почти 32%. К 16 годам и выпускному классу зрение падает в среднем в полтора раза, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием встречаются практически у 90% ребят. Физически здоровых детей, с точки зрения медиков, — не более 9%. К слову, в лицеях и гимназиях аналогичные показатели в полтора-два раза хуже.

 Наши дети оставляют своё здоровье в средней школе. Вместе с аттестатом мы получаем выпускников с букетом хронических заболеваний

Но родителям и детям приходится идти на жертвы и рисковать. Без проблем сдать маячащее на горизонте Внешнее независимое оценивание не так-то просто. Многие принимают вынужденное решение забрать чадо из средней школы в заведение престижнее. Не секрет, что средняя школа даёт и весьма средние знания. Вот представьте: учительница английского языка сломала руку, занятия проводить не может. По правилам детям должны поставить замену. Вот и ставят. Но больше для галочки. И всё время, пока нет заболевшего учителя, подменяющий без особого восторга от дополнительной нагрузки занимается чем угодно, но не обучением детей английскому. Например, проверяет домашние работы своих учеников, просит детей посидеть тихо и не мешать, в лучшем случае включает им мультфильм, и если с уст срывается что-то вроде Future Simple Tense, то по чистой случайности, а не во благо «подкидышей». Подобных случаев масса. Особых требований к ученикам в простых школах не выдвигают. Давать знания тоже не стараются. Причины такой системы образования на виду: маленькие зар-платы, отсутствие льгот и так далее. В специализированных школах есть надежда, что более-менее сносно будут преподаваться профильные предметы. Но по остальным также включается режим «свободного плавания».

Вот родители и хватаются за головы. Если с 6-7 класса не пристроить ребёнка в приличный лицей, гимназию или частную школу, то никакие репетиторы на финишной прямой не помогут. Но и тут не избежать последствий. О кружках и свободном времени ребёнка можно забыть. Моя знакомая, отдав дочь в престижный лицей, уже спустя пару недель рыдала. Из-за нагрузки им пришлось отказаться от танцев. На очереди —музыкальная школа. «Но как бросить?! Мы пять лет занимались!» — причитает мамочка и совершенно справедливо добавляет, что в жизни ребёнка должно быть что-то ещё, кроме учебников, контурных карт и контрольных. Другие родители в классе только разводят руками, их всё устраивает. Да, дети головы от учебников не поднимают, едва успевают пообедать и поужинать, учатся выходные напролёт, но «что же вы хотели, у этого лицея лучшие показатели по английскому, математике, географии; они всегда берут на олимпиадах призовые места».

В какой-то момент и я, глядя на то, как мой лицеист в очередной раз ползёт спать в двенадцать часов ночи, героически сделав все уроки и даже вызубрив текст по биологии на английском, задумалась: а не совершила ли я непростительную ошибку, собственноручно водрузив на алтарь учёбы здоровье своего ребёнка? Штудирование отзывов о других лицеях и гимназиях на форумах не помогло. Там всё в монохромной палитре: кто хвалит, кто ругает и тоже жалуется на нехватку минимального времени на досуг. И как тут понять, где ребёнка не станут прессинговать, а его здоровья хватит на то, чтобы сделать домашние задания и успеть выспаться до наступления нового трудового дня? А на выходных
позволить какой-то кружок и банальный поход в кино.

Наши дети оставляют в средней школе своё здоровье. Вместе с аттестатом мы получаем выпускников с таким букетом хронических болезней, что становится страшно. Хорошие оценки, высокие показатели на олимпиадах и ВНО — это чей-то сколиоз, зрение -4, хронические заболевания желудка и постоянные стрессы. Нормальному родителю эти показатели такой высокой ценой, думаю, не нужны. Но золотой середины, увы, наша система образования пока предложить не в состоянии. Поэтому каждый решает сам, кем станет его чадо — хилым отличником или здоровым балбесом.

Яна Седова, редактор отдела За рубежом