В России прижали трудовых мигрантов

С начала декабря всех трудовых мигрантов, въезжающих в Россию, обязали сдавать экзамен по русскому языку. Жаль, что самих россиян не заставишь сдать другой экзамен – на толерантность по отношению к приезжим. "Заробитчан" здесь терпят со скрипом, пишет на Фокус.ua редактор отдела За рубежом журнала "Фокус" Яна Седова

Related video

В московском аэропорту Домодедово со славянской внешностью легко затеряться. При беглом взгляде на залы ожидания и стойки регистрации кажется, что аэропорт расположен в каком-нибудь среднеазиатском городе. Со всех сторон звучит языковой интернационал. Большинство приезжающих и отъезжающих, которые кучкуются группами – мужчины средних лет и молодежь. "Тааак", - лениво протягивает плотно сбитый представитель правоохранительных органов, забирая у какого-то парня паспорт. Будущий работник московских строек, а может продавец тюльпанов и роз втягивает голову в плечи и с опаской ждет вердикта. "Ну? – вопрошает проверяющий. – Что тут у тебя? Русский знаешь?" В ответ слышится неуверенное "Да". "Да? Маладець", – удивляется, но кивает одобрительно проверяющий, перелистывая страницы документа.

Эту картину я наблюдала в Домодедово года полтора назад. Теперь дежурными вопросами о знании русского языка на паспортном контроле власти не ограничатся. Тем, кто занят в розничной торговле, ЖКХ и сфере обслуживания с первого декабря придется сдавать экзамен на базовое знание языка Пушкина. А к 2015 году тестировать будут всех заробитчан. Им также придется засесть за учебники по законодательству и истории России.

Брезгливое и надменное отношение к заробитчанам присутствует везде. Но их продолжают нанимать, ведь они обходятся дешевле, не могут защитить свои права и согласны работать в условиях, на которые ни за что не согласится среднестатистический россиянин, кричащий о "теплом месте", которое у него отобрали

По данным российской Федеральной миграционной службы, ежегодно в РФ въезжает от 11 до 14 млн. трудовых мигрантов. 20% – из них украинцы, но большинство – узбеки, казахи, киргизы и таджики. 35% этих заробитчан едут прямиком в Москву и область. При этом, по словам той же ФМС, каждый пятый трудовой мигрант русского языка не знает.

Инициировал введение обязательного экзамена по русскому Владимир Путин. Как и многие подобные заявления президента, это воплотили в жизнь стахановскими темпами. Теперь чиновники рапортуют о 160 открытых языковых центрах по всей стране, в которых будут тестировать приезжих мигрантов. В тесте – 50 вопросов на знание лексики, чтение, грамматика и аудирование. Вот как выглядят предложения в тесте: "Сначала он зашел в магазин, а…. (выбрать: везде, где, что, потом) пришел домой. Аудирование – сложнее. В одном из примеров теста дядечка размеренно говорит о естествознании. Чем "совокупность естественных наук" поможет электрику Азимбеку в общении с жителями дома, который он обслуживает, непонятно. Но раз уж спустили директиву, придется ее выполнять. В "Федерации мигрантов" уверены, что загнанные в угол ударники трудового фронта, скорее всего, будут просто покупать сертификат, свидетельствующий о сдаче тестов. И хотя власти проводят ликбез на тему как отличить поддельный сертификат от настоящего и обещают всех честных студентов заносить в электронную базу данных, уже немало пишут о липовых документах, которые предлагают приезжим без всяких тестов.

Но в странах, где ВВП напрямую зависит от денег, высылаемых из России, на всякий случай начал открывать языковые курсы. Говорят, отбоя нет от студентов. 80% россиян считают, что такой экзамен нужно было ввести давно. Кто-то уверен и в том, что даже знания русского недостаточно. "Надо запретить в общественном месте говорить на своем, - пишет в комментариях один из читателей российского Коммерсанта. - Идешь по городу и только и слышишь гырл-гырл-гырл. Откуда я знаю, что они говорят, хорошо или плохо. Вот за это надо штрафовать, тогда они сразу вспомнят русский язык". Честно говоря, от многих высказываний становится не по себе. Одни радуются, что "наконец-то начинает появляться политика с гастарами" и предлагают "селить их в специальных лагерях на окраине города, как в Эмиратах, утром развозить по рабочим местам, вечером свозить обратно". Покидать лагерь нельзя, а если кто на это решается, его высылают из страны, - радостно описывают арабский опыт читатели.

Другие уверены, что заробитчане вряд ли смогут чему-либо научиться. Третьи вообще требуют открыть "сборники-отстойники, проверять их на СПИД и другое дерьмо, проверять на наркоту. А то никто на лесоповал или в шахту не едет, а только теплые места занимают". Брезгливое и надменное отношение к заробитчанам присутствует везде. Но их продолжают нанимать, ведь они обходятся дешевле, не могут защитить свои права и согласны работать в условиях, на которые ни за что не согласится среднестатистический россиянин, кричащий о "теплом месте", которое у него отобрали.

Согласно последнему опросу Gallup International половина россиян относится к мигрантам негативно. Даже общественные организации, которые, казалось бы, должны быть образцом терпимости, не могут избавиться от стереотипов. Чего только стоит недавняя скандальная брошюра, выпущенная в Петербурге для социальной адаптации приезжих. Там трудовые кадры из-за рубежа были представлены в виде инструментов – Валика, Шпателя, Метлы и Кисточки. Их приключения в России, общение с пограничниками, полицией и врачами и советы как себя вести, прописанные в брошюре, стали причиной скандала и многими были восприняты как оскорбление. Так что пока мигранты корпят над русскими предлогами, самим обладателям паспорта с двуглавым орлом и имперского отношения к приезжим следовало бы поучиться терпимости к тем, кто строит их дома и подметает их улицы.

Фокус.ua