Почему любая попытка улучшить жизнь украинцев превращается в "покращення"
Инициативы украинских чиновников и депутатов, на первый взгляд вполне разумные и полезные, но на практике превращаются для людей в головную боль и только усложняют жизнь, пишет на Фокус.ua редактор отдела За рубежом журнала Фокус Яна Седова
В студенческие годы по дороге на занятия я часто пробегала мимо таксофона, расположенного прямо под окнами университета. Тогда, на заре эры мобильной связи он был очень полезной штукой. Но отношения у этого маленького блага цивилизации с окружающим миром явно не складывались. Аппарат царапали, растягивали или отрывали провод трубки. От рук неизвестных буйных прохожих страдала и жестяная коробка таксофона до тех пор, пока тот не превратился в груду металлолома. В конце концов на этом месте появлялся новый аппарат, и история повторялась.
И вроде бы приходят в головы наших депутатов и чиновников светлые мысли, но как только начинается их реализация, то обязательно что-то не работает, ломается или становится источником очередных коррупционных схем
То, что власть имущие в Украине вытворяют со многими неплохими идеями, напоминает мне страдания таксофона. Например, о Хюндаях, со скрипом бороздящих железнодорожные просторы страны, уже сказано столько, что они превратились в синоним нескончаемых проблем. Даже, когда диспетчер службы такси говорит о том, что машина, хюндай серого цвета, будет подана через 8 минут – первое, что хочется спросить – а доедет ли транспорт до места назначения? Казалось бы, отличная инициатива – обеспечить украинцев качественным сервисом и скоростными поездами – вдруг превратилась в русскую рулетку. Покупая за немалые деньги билет на Хюндай, ты каждый раз должен переживать – доедет он или нет.
Еще одна прекрасная идея – пустить в Киеве городскую электричку. Открывали ее с фанфарами, и поначалу электрички ходили каждые 15 минут. Кто ездил в них в час пик, знает, что этот вид транспорта сразу стал пользоваться у столичных жителей популярностью. Но как только гости Евро-2012 отчалили, скорость поезда как-то резко упала, а расписание и вовсе полетело к чертям. На вопросы пассажиров – что происходит и доколе? – охрана и бабульки в кассах только фыркают и советуют обратиться к мэру Попову. Честно говоря, обращаться не хочется. Хочется притащить Попова на одну из платформ в сильный мороз и снегопад, одетого в колготы и какую-нибудь тужурку, и заставить постоять там больше сорока минут в ожидании электрички, размалеванной веселой символикой Евро. Может, тогда электрички снова будут бодро ходить по расписанию, а подчиненных, ответственных за сбои, будут также бодро увольнять за плохую работу?
Другая отличная инициатива, которая быстро превратилась в головную боль – покупка железнодорожных билетов онлайн. Прямо-таки украинское ноу-хау – платишь за билет в интернете, а потом тащишься в кассу, чтобы этот билет тебе там распечатали. А в чем, простите, тогда смысл онлайновой покупки? "Шобшо?" – как говорит один мой коллега.
И вроде бы приходят в головы наших депутатов и чиновников светлые мысли, но как только начинается их реализация, то обязательно что-то не работает, ломается, становится источником очередных коррупционных схем и т.д. Вот придумали же хорошую вещь – электронную карточку для прохождения паспортного контроля в аэропортах. Стоит она пару десятков гривен и должна облегчить жизнь прибывающим и отбывающим. Но то у них система зависает, то просто в окошке никого нет. А хваленая программа "Доступное жилье"? По идее, она должна была помочь малообеспеченным молодым семьям купить квартиру. Но как малообеспеченные могут сразу внести первый взнос в размере 25% стоимости этого жилья, а потом отдавать больше половины совместного дохода в 5 тысяч гривен ежемесячно в счет кредита? А наши чиновники еще разводят руками: чего-то народ доступное жилье не берет!
Идея Внешнего независимого тестирования тоже изначально должна был облегчить поступление и положить конец коррупции в вузах. Но в школах это превращается в массу проблем. Родители платят за дополнительные учебники, за курсы и репетиторов. При этом даже учителя признают, что варианты ответов на некоторые вопросы настолько условно правильны, что и сами они без спецподготовки не выберут правильный ответ. К тому же, никто не отменял средний балл, и я знаю несколько случаев, когда на уровне завуча ребенку намеренно снижали оценки по одному-двум предметам. Родителям в лицо заявляли: несколько тысяч в нацвалюте смогут легко эти баллы поднять.
Список можно продолжать, стоит лишь забить в Google слово "покращення", и они посыплются на наши головы как саранча из десяти казней египетских. От некоторых инициатив – просто мороз по коже. Вот, к примеру, помочь трансплантологии решили просто – превратив каждого в потенциального донора. Не успел подписать отказ, все, будешь донором принудительно. Выходит, теперь уже нас, как тот злосчастный таксофон, могут легко разобрать на запчасти, и даже на том свете не удастся скрыться от этих "покращень".