В чем сила опасного искусства
В эпоху массового вкуса практически не осталось настоящих художников, пишет на Фокус.ua арт-критик Виктория Бурлака
Современные художники все чаще пытаются следовать трендам. Диктат массового вкуса заставляет их подстраиваться под то, что модно, узнаваемо, востребовано галеристами, кураторами и коллекционерами. Так, в искусстве становится меньше личного, больше трендового.
Тех, кто выше игр "модно – немодно", и тех, кого можно по праву считать настоящими художниками теперь единицы. Один из таких аутсайдеров – Зоя Орлова. Ей удается оставаться в стороне, быть вне мейнстрима. Удивительно, но это приносит свои плоды: художница востребована, работает с ведущими галереями и входит в пул "самых перспективных молодых художников", задействованных в значимых кураторских проектах. Для широкой публики, да и для профессионалов, она всегда "темная лошадка". Внетрендовый художник непредсказуем и умеет интриговать. Ведь, по большому счету, искусство – бред, другая реальность, никем и ничем не контролируемая.
Внетрендовый художник непредсказуем и умеет интриговать. Ведь, по большому счету, искусство – бред, другая реальность, никем и ничем не контролируемая
Настоящий художник – сталкер по своей сути. Исследование параллельных измерений для него – героические, но все же будни. Орлова – художник глубины и пустоты. Каждый холст Орловой образует воронку, которая втягивает в себя с огромной силой. Как пытается шутить сама художница, это живопись "втыкательная". От нее невозможно отвести взгляд, ты сразу попадаешь на крючок, как загипнотизированный. Страх пустоты и притяжение бездны – одно и то же. Смотришь долго, прежде чем перейти грань, понимая, что любопытство может и погубить.
Да, это все – опасное искусство, что и дает ему такую колоссальную силу притяжения.