Как людям с особыми потребностями живется в Украине

Украинцы с ограниченными возможностями, вынужденные передвигаться в коляске, как правило, редко ведут активный образ жизни – ни государство, ни общество не готово видеть в них полноценных граждан, пишет на Фокус.ua редактор отдела За рубежом журнала Фокус Яна Седова

Related video

История о девушке в инвалидной коляске, которую на днях не пустили в один из донецких ночных клубов, меня не удивила. Можно возмутиться тем, как повела себя охрана этого заведения, и как директор на камеру лепетал что-то вроде "мы не пустили ее, потому что не знали, сможем ли обеспечить ее безопасность при таком большом количестве народа". Несмотря на такие глупые оправдания, нарушение Конституции налицо. Надеюсь, девушка подаст на ночной клуб в суд и выиграет его. Уже тот факт, что она не желает отсиживаться дома, а старается вести нормальный образ жизни, вызывает уважение. Ведь в условиях нашей страны это практически подвиг.

Украинские города настолько не приспособлены для людей с особыми потребностями, что иной раз это выглядит как издевательство. Возьмите, к примеру, транспорт. Да, новые троллейбусы и автобусы выпускают с низкой площадкой. Но вряд ли это большое подспорье для "колясочников", ведь без посторонней помощи им было бы крайне трудно попасть в салон, до которого, кстати, еще надо доехать. Много ли вы видели подъездов, оборудованных так, чтобы можно было подняться к двери на коляске? А узкие лифты? Как человеку выбраться из дома, если лестница не приспособлена, а грузового лифта нет? Что уж говорить о тех, кто передвигается в коляске. Для них даже банальный поход за продуктами – это героический поступок. Я уже не говорю о нынешней зиме, когда и обычному пешеходу приходится проявлять чудеса эквилибристики. Так что подъемники в метро и в некоторых подземных переходах, расплодившиеся в столице к Евро-2012, сегодня ржавеют за ненадобностью. Потому что добраться до этого блага цивилизации практически невозможно. Вот и сидят наши граждане с особыми потребностями по домам, потому что в городских джунглях о них думают в последнюю очередь.

Несколько лет назад мне довелось побывать в испанском городе Сарагоса на международной выставке. Огромная площадь, десятки павильонов, тысячи людей в очередях, отличная шоу-программа. Но не меньше тамошних красот поразило количество людей в колясках, которые попадались буквально везде, куда бы ты ни пошел. Наш обывательский взгляд не привык к картине, когда дряхлеющий дедок невнятно, но требовательно указывает перстом, к какому павильону его следует отвезти. Для нас семенящие позади его коляски то ли внуки, то ли уже правнуки, смиренно кивающие на его жесты — это просто нонсенс! Дедуля, а не посидеть ли тебе у окошка на своем -надцатом этаже? Вот это по-нашему.

Еще одна история случилась уже в другом городе — швейцарском Цюрихе. Картина, по меркам цивилизованной страны, банальная. К остановке у оживленного перекрестка подъехал муниципальный автобус. Водитель выскочил из кабины и вытащил из салона специальный подъемник. Когда платформа коснулась асфальта, из автобуса лихо выкатилась женщина в инвалидной коляске. Насколько я успела заметить, дама, похоже, страдала от болезни двигательного нейрона, которую еще называют "болезнью Стивена Хокинга". Во всяком случае, так это выглядело со стороны. То, что произошло дальше, не заняло и десяти секунд. Коляска с электроприводом сделала крутой вираж в сторону ближайшего светофора. На пешеходной дорожке вот-вот должен был мигнуть красный. Помню, в голове мелькнуло "Господи, только бы никто ее не сбил!" Но дама уже была на противоположной стороне и быстро удалялась в известном только ей направлении.

У нас "колясочники" если и попадаются на глаза, то, как правило, это те, кто тихо просит милостыню где-нибудь в метро. В них никто не видит полноценных для общества граждан. Но, к счастью, среди них есть и те, кто не согласен провести всю свою жизнь в четырех стенах. И если какой-то недалекий мордоворот по-хамски обошелся с таким человеком, пусть отвечает. Было бы неплохо, если бы суд назначил ему какое-нибудь особое наказание. Например, покататься по городу месяц-другой в инвалидной коляске.

Фокус.ua