Депутаты лишают сирот шанса на благополучную и полноценную жизнь
Тем, кто голосовал против присоединения Украины к Конвенции о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления надо передать под финансовую опеку детский дом или интернат. Пусть не на словах, а на деле докажут свой патриотизм и заботу об украинских сиротах, пишет на Фокус.ua редактор отдела За рубежом журнала Фокус Яна Седова
Конвенцию безрезультатно пытаются принять с 1998 года. Ее ставили на голосование в Верховной Раде при всех президентах. И каждый раз проваливали. Противники этого документа, возможно, не разобравшись во всех его тонкостях, кричат о том, что Конвенция "откроет дорогу торговле нашими детьми и никак не поможет контролировать дальнейшую судьбу усыновленных иностранцами сирот". Начнем с того, что в Украине усыновление иностранцами детей разрешено. К концу 2012 года на консульском учете за границей находились более 21 000 украинских детей, усыновленных иностранцами. Судьба большинства из них – неизвестна.
В Семейном кодексе Украины контроль за этими детьми возлагается на консульские отделы. А теперь представьте: только в США почти 10 000 усыновленных украинских детей и всего четыре консульских округа. Реально ли проверить все семьи? Вряд ли.
Школьница из Ростова-на-Дону предложила президенту Владимиру Путину вместо разговоров о защите российских сирот, усыновить нескольких больных детей. Подать пример россиянам. Почему бы и нашим депутатам не взять на себя ответственность и не устроить промо-акцию в рамках национального усыновления?
Конвенция предлагает функцию контроля возложить на социальные службы. Тогда они будут обязаны передавать данные о детях посредникам, которые у нас в стране есть, но долгие годы оказывают помощь иностранцам, скажем так, неофициально. Ни для кого не секрет, что международное усыновление – прибыльный бизнес. Но сколько на рынке таких "помощников", что они делают и как – не знает никто. Ст. 32 Конвенции унифицирует деятельность посредников, она предполагает, что они за свою работу будут получать законный гонорар. Но, похоже, в том, чтобы эта сфера стала прозрачной, мало кто заинтересован. Депутаты, голосовавшие против, твердят одно – "государство должно создавать условия для жизни таких детей в Украине". Так в чем проблема? Создавайте! Это, вроде, ваша прямая обязанность.
Статистика национальных усыновлений не радует. Да, число тех, кого усыновили или взяли под опеку растет. Но в Департаменте усыновления говорят о том, что больше всего шансов на усыновление украинцами имеют дети до 5 лет без братьев и сестер. Традиционно украинцы отдают предпочтение здоровым маленьким детям – таких заявителей 90%. Число граждан, готовых взять ребенка до года в пять раз превышает количество детей, которые ожидают усыновления!
На учете Минсоцполитики находится больше 200 детей с синдромом Дауна. В прошлом году только одна украинская семья решилась взять такого ребенка. 57 детей увезли иностранцы. Поддержка государства тех, кто решается взвалить на себя ношу и забрать больного ребенка – мизерна. Так что стоит ли осуждать украинцев, которым нужны только здоровые младенцы? Мы, к счастью, не опустились до уровня РФ, которая запретила в прошлом году американским гражданам усыновлять детей. Но и у нас звучат такие призывы. Для таких инициаторов надо бы устроить экскурсию по самым захолустным интернатам и детским домам. Чтобы они понимали, у кого отбирают шанс на лучшую, а может, и совершенно здоровую полноценную жизнь. Когда в России запретили отдавать детей американцам, помню, в прессе появилось немало историй детей, для которых переезд в другую страну фактически означал выживание. Полюбопытствуйте, прочтите на сайте snob.ru рассказ о Джоне Лахуцки, мальчике, который чуть не погиб в российском детском доме, но к счастью попал в американскую семью. Сейчас парень ведет совершенно нормальную жизнь.
Когда российский запрет вступил в силу, слепая школьница из Ростова-на-Дону написала письмо президенту РФ. Она рассказала, как российские врачи даже не смогли диагностировать ее заболевание, когда она была совсем маленькой. " В России нет современной медицины", а у российского государства "нет денег на лечение детей", – написала девочка. А на Западе медики готовы ее вылечить и подарить полноценную жизнь. Я не думаю, что наша медицина далеко ушла от российской. Школьница из Ростова-на-Дону предложила президенту Владимиру Путину вместо разговоров о защите российских сирот, усыновить нескольких больных детей. Подать пример россиянам.
Почему бы и нашим депутатам не взять на себя ответственность и не устроить промо-акцию в рамках национального усыновления? У нас есть национальная база деток, которые нуждаются в усыновлении – "Сиротству – нет!". Многие из этих сирот – с особенными потребностями. Немало и тех, кто намного старше 5 лет, а значит, шансов найти родителей в Украине у них практически нет. Но, может, кто-то из депутатов возьмет их в свою семью? Обеспечит лечение, уход, поможет стать полноценным гражданином общества? Правда, это потребует сил и капиталовложений. Но под куполом Рады собрались не самые бедные граждане. Уверена, они могут себе это позволить.