Как премия "Оскар" подстраивается под Белый дом

По списку фильмов — претендентов на «Оскар» легко понять, какие ветры веют в Белом доме и на Капитолийском холме

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru
Related video

Объявленный в Лос-Анджелесе список претендентов на "Оскар" за лучший фильм подтверждает, что Голливуд — не только "фабрика грез", но еще и мощная (может быть, самая мощная в мире) пропагандистская машина. Похоже, американские киноакадемики даже ставят эту функцию на первое место. Особенно если действующий президент нуждается в идеологической поддержке. Один пример. Барак Обама выигрывает в 2009 году выборы, получает Нобелевскую премию мира, объявляет о предстоящем выводе американских войск из Ирака — и тут же средненький, но зато показывающий иракскую войну в неприглядном свете фильм Кэтрин Бигелоу "Повелитель бури" побеждает в гонке за "Оскаром" эпохальный "Аватар" Джеймса Кэмерона.

Еще одно совпадение. Президентом США становится афроамериканец — и в списке соискателей "Оскара" оказываются фильмы, рассказывающие об ужасах рабовладельческого Юга США в XIX веке ("Джанго освобожденный" Квентина Тарантино в прошлом году) или дискриминации афроамериканцев в Штатах 50–60-х годов ХХ века ("Прислуга" Тейта Тейлора в позапрошлом году). Казалось бы, в суперполиткорректной Америке эта проблема давно уже неактуальна, но, возможно, желание сделать приятное начальству руководило не только советскими кинематографистами.

Так что неудивительно, что в числе номинантов на "Оскар" за лучший фильм в этом году появилась лента режиссера Стива Маккуина "12 лет рабства". Удивительно другое — как после блистательного вестерна Тарантино и мастерски сделанной психологической драмы Тейлора известный режиссер Маккуин умудрился снять на эту тему настолько средний во всех отношениях фильм. Тем не менее эта картина считается одним из главных претендентов на "Оскар".

Еще один из "политических" фаворитов среди претендентов на "Оскар" за лучший фильм — "Капитан Филлипс" Пола Гринграсса. Он, как и "12 лет рабства", основан на документальном литературном источнике — книге капитана Ричарда Филлипса, захваченного вместе со своим судном в плен сомалийскими пиратами в апреле 2009 года. Лента анонсируется как триллер, но для триллера слишком затянута и сюжетно предсказуема. Гамма переживаний главного героя настолько бедна, что исполнителю роли капитана Филлипса — маститому Тому Хэнксу играть почти нечего. К достоинствам фильма можно отнести лишь показ того, что рядовые сомалийские пираты работают не столько на себя, сколько на своих боссов, и что среди них встречаются разные люди, как плохие, так и хорошие. Однако и это выдающимся художественным открытием не назовешь.

Тускнеющий на глазах образ США как мирового лидера вносит в пропагандистские тренды коррективы. Если раньше Голливуд рекламировал "американский образ жизни", то сейчас – американских героев-одиночек, мужественно противостоящих враждебной среде. И здесь с "Капитаном Филлипсом" может поспорить "Гравитация" Альфонса Куарона. Это фильм о двух американских астронавтах, мужчине (Джордж Клуни) и женщине (Сандра Буллок), первый из которых жертвует собой ради спасения коллеги, а вторая в одиночку выдерживает поединок со смертельно опасным космосом. Однако сделанная на высоком технологическом уровне "Гравитация" смотрится безнадежно вторичной по сравнению с такими шедеврами этого жанра, как, к примеру, снятый еще в 1979-м "Чужой" или "Аполло-13" 1995 года. Не говоря уже о том, что играющая главную героиню Сандра Буллок выглядит бледной тенью сексапильной Сигурни Уивер в "Чужом".

Даже многолетний лидер независимого американского кино Мартин Скорсезе счел своей обязанностью отозваться на политический запрос и снял фильм о тех, кого в США сегодня считают главными виновниками мирового финансово-экономического кризиса — финансистах с Уолл-стрит. Казалось бы, два "Уолл-стрита" другого классика американского кино Оливера Стоуна надолго закрыли эту тему, ан нет, Скорсезе нашел новый подход. В отличие от главного героя Стоуна, который при всех своих недостатках вызывает симпатии зрителей, ведущий персонаж у Скорсезе, блистательно сыгранный Леонардо Ди Каприо, — аферист, демагог и наркоман. И, что самое главное, "Волк с Уолл-стрит" — едва ли не единственный фильм из нынешнего списка претендентов на "Оскар", в котором политическая актуальность сочетается с незаурядным режиссерским мастерством. А у Ди Каприо есть реальный шанс наконец-то получить первого в жизни "Оскара" за главную мужскую роль, мимо которого он до этого трижды, будучи номинантом, пролетал.

Сергей Семенов, Фокус