АТО: Все только продолжается
Лимит перемирий исчерпан одной попыткой. В дальнейшем возможна лишь капитуляция одной из сторон
Президент Петр Порошенко сделал ожидаемое заявление. Продление одностороннего прекращения огня повлекло бы новый внутриполитический кризис, главная угроза которого была бы даже не в возможном "походе батальонов на Банковую" (хотя и этого нельзя исключать), но в растерянности и расколе патриотической общественности, в то время как оппозиционный электорат ни на йоту своего отношения к властям и лично президенту не улучшил бы. В конце концов, боевики сами отказались прекращать огонь - как де-факто, так и на уровне заявлений. Продолжать такое несуществующее "перемирие" было бы для государства политической и моральной катастрофой.
Что решение будет именно таким, каким оно было, многочисленные источники сообщали за несколько часов. В то же время давалось оно явно непросто. Затягивание дела до поздней ночи говорит само за себя. Возможно, конечно, на Банковой как раз специально хотели показать, как трудно им пришлось. Ведь если бы о прекращении "перемирия" заявили ровно в 22.00, когда и истек его срок, пропаганда противника немедленно использовала бы этот факт как лишнее доказательство того, что Киев-де к миру и не стремился.
С другой стороны, из недр администрации президента в последние часы перед его обращением просачивались слухи, что Порошенко ведет переговоры с некими зарубежными лидерами. На момент написания этой колонки неизвестно, с какими. Но совсем незадолго до обращения свою позицию озвучили США. Речь шла о поддержке "любого решения" Киева. "После", как известно, далеко не всегда означает "вследствие". Но факт, что обращение украинского президента появилось после заявления США. С весьма небольшим промежутком.
О том, что по крайней мере некоторые формулировки могли создаваться в последний момент, могут свидетельствовать и такие мелочи, как стилистические ошибки. Например, на момент написания этой колонки в тексте обращения на официальном сайте президента говорилось, что он, президент, гарантирует избавление от уголовной ответственности "всем, кто, встав на путь вооруженного сопротивления законной власти, но осознав, что допустил ошибку и хочет ее исправить". Правильно было бы либо "встал" и "осознал", либо запятая вместо "и" перед "хочет", либо "осознал" вместо "но осознав" - во всяком случае, не так, как написано.
Впрочем, это уже детали. Как детали пока и то, каким образом президент собирается это обещание выполнять. И касается ли оно только тех, кто (как ранее заявлял сам Порошенко) не совершил тяжких преступлений - или всех мятежников подряд. Со всем этим можно разобраться поближе к победе. Сегодня же главный вопрос - насколько она далека, и какой ценой обойдется.
По многочисленным свидетельствам, Порошенко на заседании Совбеза 30 июня анонсировал кадровые перемены в силовых органах власти. Очевидно, боевые успехи (или неудачи) очень зависят от того, кем будут новые кадры и сколько времени понадобится им на то, чтобы вникнуть в курс дел. Хотелось бы верить, что назначения уже продуманы, и будущие назначенцы идут на должности с готовыми планами. Которые, в свою очередь, являются частями пресловутого "плана Б". Увы, предыдущий опыт не располагает к такому оптимизму.
К тому же организационный раздрай, нерешительность и некомпетентность известной части командиров, наконец, банальные материальные трудности военных - не те проблемы, которые можно решить за день. Или за неделю. Российская армия девяностых, объективно более мощная, чем нынешняя украинская, на горьком опыте училась решать такие же проблемы всю первую Чеченскую войну.
На момент написания колонки было неизвестно, готов ли президент пойти на введение в мятежных районах военного положения. Это передало бы командование операцией из рук СБУ в руки армии. Это позволило бы заменить разложенные органы местной власти вертикалью военного управления. На этом настаивают многие аналитики и еще больше непосредственных участников боевых действий. Но такой ход влечет и большие репутационные риски в глазах Запада. Антитеррористическая операция - это одно, а война - другое… В любом случае, для ввода военного положения нужно участие парламента. В своем обращении Петр Порошенко ни на что такое даже не намекнул.
Наконец, за время "перемирия" боевики - из самых радикальных, вроде засевших в Славянске - улучшили свое вооружение и, вероятно, увеличили численность. Очень трудно судить насколько (и какова в этом роль Российской Федерации). Но улучшили несомненно: танков у них, например, раньше не было. То есть победить их будет труднее.
Понятно одно: АТО, в какой бы форме она ни проводилась, не должна длиться годами, как это было в той же Чечне. Донецк и Луганск для Украины - не то, что Грозный и Гудермес для РФ. Если рана на Востоке останется открытой слишком долго, страна буквально истечет кровью. Поэтому лимит перемирий - во всяком случае, с теми, кто его не признал - исчерпан одной попыткой. В дальнейшем возможна лишь капитуляция одной из сторон. Как бы это ни назвали официально.
Александр Михельсон