Чужие деньги. Выдам кредит стране без справки о доходах

Почему чужие кредиторы лучше своих управленцев

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

Демарш министра финансов Натальи Яресько, заявившей в интервью одному из изданий о желании уйти в отставку, если правительство откажется от проведения реформ, можно было бы считать художественной зарисовкой на тему "Грачи прилетели", если бы не приближение момента истины, когда кому-то придется отвечать за провал экономических и политических преобразований.

О том, что такой момент приближается, говорит очередной перенос сроков выделения кредита МВФ. В начале года, после подписания соглашения с фондом, власти рассчитывали на получение до ноября $10 млрд. Этих денег с головой хватило бы на сохранение платежеспособности государства. Первые $5 млрд нам выдали авансом. А дальше, как уже не раз бывало в истории Украины, с каждым последующим траншем отношения с кредиторами начинают быстро портиться.

Пока все действия Кабмина укладываются в примитивную логику: низкие поступления в бюджет – повышаем налоги, не хватает – просим одолжить еще

В июне ожидалось получение $1,7 млрд. Но деньги поступили на 2 месяца позже, после того как парламент, получив нагоняй сверху, в экстренном порядке принял ряд законопроектов, на которых настаивали международные финансовые организации. На третью порцию денег рассчитывали в сентябре. Но уже в середине лета стало понятно, что раньше октября миллиарды не придут. Теперь все надежды на ноябрь, причем сразу на два транша на общую сумму $3,4 млрд.

Откровенно говоря, Украина не наработала даже на второй транш. Среди условий МВФ было принятие законопроекта, ликвидирующего льготное налогообложение аграриев. Парламентарии за него, конечно же, проголосовали, но только "за основу". То есть документ может еще многократно дорабатываться, вплоть до полной неузнаваемости. Можно не сомневаться, что именно этот законопроект стал одним из камней преткновения в отношениях с МВФ. Цена вопроса – около 30 млрд грн, которые могли бы поступить от сельхозпроизводителей в бюджет. Но кто же готов расстаться с такими деньгами при столь мощном агарном лобби олигархии в парламенте?

После завершения активных боевых действий на востоке на первый план выходит способность властей быстро справиться с экономическими трудностями. Пенять на войну и северного соседа, оправдывая свою несостоятельность, уже бесполезно. Нужно показывать результат, к чему в правительстве не готовы. В том числе и в Минфине.

После завершения активных боевых действий на востоке пенять на войну и северного соседа, оправдывая свою несостоятельность, уже бесполезно

Усилить фискальное давление и поднять стоимость энергоносителей для населения – далеко не все реформы, в которых нуждается деградировавшая экономика. Да, Минфин смог успешно провести переговоры с МВФ, реструктуризировать с грехом пополам внешние долги. Но давайте признаем, что подобное страна уже проходила. И добивалась как минимум не худших результатов. Это, по сути, технические процедуры. Другое дело перезапустить экономические процессы в стране, чтобы через 3-4 года Украине снова не пришлось прибегать к помощи внешних кредиторов. Пока все действия укладываются в примитивную логику: низкие поступления в бюджет – повышаем налоги, не хватает – просим одолжить еще. Но даже эти методы начинают сбоить. Бизнес, а тем более крупный, будет всеми силами саботировать усиление налогового бремени. Более того, даже в случае принятие необходимых фискальных законов не факт, что агрохолдинги не найдут способов налоговой оптимизации. Удается же металлургам, чем аграрии хуже.

Для кредиторов Украина тоже не самый лучший заемщик. Регулярные "обещать не значит жениться" не позволяют надеяться на более мощную финансовую поддержку. А между тем в Минфине уже заговорили о необходимости новых масштабных вливаний.

Для проведения полуреформ властям придется становиться не просто сговорчивее. Они вынуждены превратиться в региональный филиал МВФ. Ведь другого варианта, позволяющего закрыть бюджетную дыру в 2015–2016 годах, не существует. Даже печатный станок не поможет. Если раньше последствия его работы можно было видеть через год-два, то сейчас реакция окажется мгновенной с соответствующими цифрами в обменных пунктах. Экономика слишком слаба для "экспериментов". А у власти слишком мало на это времени. Его фактически уже нет.