Фобии Минфина. Поможет ли налоговая реформа Украине догнать Швейцарию

Чего боятся в правительстве, накидывая налоговую удавку на украинцев

Фото: socportal.info
Фото: socportal.info

Глава Минфина Наталья Яресько открыла карты, заявив в статье, опубликованной в "Зеркале недели", о своих опасениях при проведении радикальной налоговой реформы. Она сообщила о возникновении огромного дефицита бюджета, если произойдет существенное снижение налоговых ставок, а потому предложила следовать своему "налоговому рецепту", который, очевидно, и будет продавливаться через парламент.

Взгляды министра на фискальную политику государства сводятся к нескольким моментам. Первое — радикальное снижение ставок налогов не гарантирует притока инвестиций и возобновления экономического роста. Второе — в стране должны существовать простые и равные налоговые условия для всех предпринимателей. Как известно, Минфин продавливает реформу "все по 20%", когда основные налоги будут измеряться указанной цифрой.

Можно не сомневаться, что при столь прогрессивных взглядах страна обречена на годы экономической депрессии. А допущения главы Минфина о достижении Украиной к 2040 году уровня ВВП как в Швейцарии, кажутся если не насмешкой, то как минимум нелепой шуткой.

Начнем с того, что низкие налоги, конечно же, не панацея от экономической деградации. Скажем, в Катаре и Саудовской Аравии самые низкие налоги в мире, но это не говорит о том, что заниматься бизнесом в этих странах легко. В тоже время в США почти идеальные условия для предпринимательства, хотя по уровню налогообложения страна занимает 53-ю строчку в рейтинге Doing Business, составляемого Всемирным банком. Так, может, и вправду дело не в налогах?

При условии тишины на востоке, какие-то зарубежные инвесторы заглянут в Украину, соблазнившись подешевевшими активами и дармовой рабочей силой. Но только это будет поход по барахолке, а не по супермаркету.

Для развитых стран уровень налогообложения действительно не является определяющим фактором. При доходах, в сотни или тысячи раз превышающих обороты украинских предприятий, не сложно щедро "отблагодарить" государство. Но даже среди этих стран, за редким исключением, нет такого мощного фискального давления на бизнес и граждан, как в Украине. А если говорить о странах, совершивших в недалеком прошлом стремительный экономический рывок, то без создания налогового рая они едва ли добились бы успеха.

Лидеры по легкости ведения бизнеса — Гонконг и Сингапур — сократили фискальное давление до минимума. Грузия в рейтинге Doing Business находится на 40-м месте, при этом общая налоговая ставка по методологии Всемирного банка составляет 16,4%.

Украина по уровню налогообложения не попадает даже в первую сотню. Общая налоговая ставка в стране 52%. Для внутренних инвесторов, а других в ближайшие годы мы не увидим, такие проценты звучат как приговор. Ну разве что они останутся работать в тени. Так о каком развитии страны и выходе бизнеса из тени можно вести речь? Скорее о дальнейшей деградации экономики.

Чаяния Наталии Яресько понять несложно. Реформа "все по 20%" — это не более чем страховой полис Минфина. Незначительно снижая налоговое давление и одновременно лишая льгот целые секторы экономики — аграриев и предприятия, работающие на едином налоге, — властям, конечно же, удастся сбалансировать бюджет-2016 и получить следующие транши МВФ. Но что потом?

Да, спустя какое-то время при условии тишины на востоке какие-то зарубежные инвесторы заглянут в Украину, соблазнившись изрядно подешевевшими активами и дармовой рабочей силой. Даже в Китае уже на сотню долларов сотрудника не найдешь. Но только это будет поход по барахолке, а не по супермаркету. Вдруг что-то приглянется для коллекции раритетных вещей? На масштабные инвестиции можно не рассчитывать. Как не могут на них претендовать наши соседи по рейтингу — Бруней-Даруссалам, Гватемала и Эль-Сальвадор. Наверное, министры финансов этих странах разделяют взгляды Наталии Яресько на реформы. У них тоже есть страховка.