Турецкий гамбит. Когда начнется и чем закончится война России с Турцией

Вопрос, выгодна или невыгодна России война с Турцией, больше не актуален: вне зависимости от того, какими соображениями руководствовался Кремль, свой выбор он уже сделал

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Русско-турецкая война будет последней войной Путина. После того как российский самолет в очередной раз нарушил воздушные границы, турецкие ВВС переведены в "оранжевый режим", позволяющий военным сбивать российские истребители без согласования с командованием. Это значит, что конфликт может перейти в горячую фазу в любой момент. Долго ждать не придется — инциденты между турками и россиянами в воздухе, на суше и в море происходят постоянно. Уже после того как турки сбили СУ-24, Россия продолжала нарушать воздушные границы, обстреливала турецкий гумконвой, а ВМФ РФ совершил преду­предительные залпы в сторону рыбаков и заставил турецкие торговые суда менять курс.

Турция к войне готова. Секретарь НАТО Йенс Столтенберг дал понять, что к войне с Россией готовы и остальные члены Альянса. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал последнюю попытку договориться с Кремлем по-мирному и попросил Путина о встрече. Ответа не последовало. Хотя на самом деле он был. В прессе появилась масса "аналитических материалов" плохих журналистов, из тех, что зарабатывают себе на хлеб донесением до народа основных месседжей кремлевских темников, на турецкую тему. Так вот, главный месседж на сей раз звучал так: "Путин с предателями не встречается". Ну а пока плохие журналисты кропали свои материалы, Россия усиливала противовоздушную оборону на турецко-сирийском и турецко-армянском кордонах и перебрасывала в Сирию новейшие истребители СУ-35.

Вопрос, выгодна или невыгодна России война с Турцией, больше не актуален: вне зависимости от того, какими соображениями руководствовался Кремль, свой выбор он уже сделал. Отказываясь от встречи с Эрдоганом, Путин лишает маневра себя и не оставляет выбора Эрдогану. Но, может, турецкий лидер стерпит плевок и пойдет на любые уступки, лишь бы не было войны? Все-таки война туркам экономически невыгодна…

Конфликт ядерных держав, третья мировая. Дальше все по учебнику: Россия увязнет в изнурительной кампании, экономически истощится, начнутся массовые социальные протесты и парады суверенитетов бывших субъектов федерации

Вряд ли. Во-первых, не так уж невыгодна. В Сирии расположены исторические земли Османской империи. Открытый конфликт позволяет Турции в будущем провести наземную операцию в Сирии и, возможно, получить контроль над нефтяными провинциями, а также усилить давление на потенциальных турецких сепаратистов — курдов. А во-вторых, плевка Эрдоган не стерпит. Современная Турция, конечно, более конкурентная по сравнению с Россией страна, если сопоставить уровень развития государственных институтов. Однако менталитет турецкого населения в чем-то близок российскому менталитету.

И там и там распространены проимперские настроения. И там и там затыкают рты неугодным журналистам (по уровню свободы слова Россия находится на 153-м месте, Турция — на 149-м), любят поговорить о величии и жаждут военных побед. По данным турецкой исследовательской компании Gezici, после того как Турция сбила российский самолет, рейтинг Эрдогана достиг рекордной отметки — 74%. А решительные действия турецких ВВС одобрил 91% респондентов. Авторитарный и в меру харизматичный Эрдоган пытается сконцентрировать в своих руках максимум власти, его основная задача во внутренней политике — конституционная реформа, которая бы превратила Турцию из парламентско-президентской республики в президентскую. А для этого нужен рейтинг, рейтинг и еще раз рейтинг. И тут такие возможности… Нет, не стерпит Эрдоган плевка.

Что же дальше — конфликт ядерных держав, третья мировая? А дальше все по учебнику: Россия увязнет в изнурительной кампании, экономически истощится, начнутся массовые социальные протесты и парады суверенитетов бывших субъектов федерации. Таков оптимистичный сценарий. Все остальные варианты развития событий зависят от того, сколько миллионов жизней готов прихватить с собой Путин.