Курсовая нестабильность. Что ослабляет гривну
Есть все основания для того, чтобы гривна зафиксировалась ориентировочно на отметке 27 и с небольшими отклонениями оставалась возле нее на протяжении ближайшего времени
Главные причины падения курса сегодня лежат не в экономической, а в политической плоскости, и чем дольше затягивается политическая нестабильность, тем дальше отодвигаются надежды на стабилизацию гривны.
Чем определяется курс? Прежде всего существуют фундаментальные факторы, такие как баланс счета текущих операций. В принципе стабильность курса можно сдерживать и при колоссальном дефиците счета текущих операций, например, продавая валюту из резервов, но рано или поздно это закончится валютным шоком. Впрочем, сейчас фундаментальных угроз курсу гривны нет. Дефицит счета текущих операций за 2015 год составил всего $204 млн ($4,6 млрд в 2014 году) − при таких показателях торгового баланса девальвация не происходит в принципе. Даже если бы дефицит был немного больше, каких-то существенных рисков не возникло бы.
Для сравнения: год назад у нас были более серьезные проблемы. Во-первых, неопределенность, связанная с оккупацией Донбасса, и приостановка экспорта продукции, которая производилась на этой территории. Дополнительным фактором стали колоссальные объемы эмиссии для финансирования различных государственных расходов. За прошлый год было напечатано около 130 млрд грн (примерно половина всех имеющихся на начало 2016 года на руках у украинцев наличных средств. — Фокус), и большой навес ликвидности в конце 2014-го — начале 2015 года стал одной из ключевых причин девальвации в феврале 2015 года. Сыграло свою роль и еще одно событие прошлого года: в декабре 2015-го со счетов казначейства были сброшены большие суммы, в частности, очень популярный пример ― авансом пенсионерам выплатили 14 млрд грн, что тоже оказало давление на курс.
Национальная валюта может и укрепиться: если будет принято решение по МВФ, стабилизируется политическая ситуация и в страну начнут заходить иностранные инвесторы
Однако главную роль в 2016 году играют не фундаментальные, а ситуативные факторы: отсрочка с кредитом МВФ и достаточно нервная ситуация на валютном рынке, на фоне которой идет разрыв по кэшу― потому что у экспортеров есть целых 90 дней, чтобы дождаться момента, когда можно будет продать валюту на межбанке по выгодному им курсу. Но в целом ситуация не дает повода опасаться, что через неделю нацвалюта рухнет до 30, 35 или 50 грн за доллар. Печатать гривну никто не собирается, бюджет сбалансирован, тех квазифискальных расходов, выбивавших почву из-под ног на протяжении последних двух лет, сейчас нет, и даже нынешние 16 млрд грн, запланированные для Фонда гарантирования вкладов, ― копейки по сравнению с сотнями миллиардов, которые создавались в прошлые годы. Да, колебания будут, потому что у нас плавающий обменный курс, и в какие-то дни он может даже идти вверх, но с учетом того, что даже при текущих низких ценах на ресурсных рынках мы все равно продолжаем что-то продавать, и с учетом того, что значительная часть импорта связана с энергетическими ценами, которые тоже на низком уровне, ситуация не выглядит угрожающе.
Пока есть все основания для того, чтобы гривна зафиксировалась ориентировочно на отметке 27 и с небольшими отклонениями оставалась возле нее на протяжении ближайшего времени ― по разным оценкам такой курс выглядит вполне нормально и адекватно. Более того, национальная валюта может и укрепиться: если будет принято решение по МВФ, стабилизируется политическая ситуация и в страну начнут заходить иностранные инвесторы. Даже слабый приток инвестиций поднимет гривну.
Однако пока все наоборот: именно нестабильность в политике тянет экономику вниз. Все ожидаемые инвестиции застряли где-то на полпути: никто не хочет заводить деньги в страну, не имеющую представления, куда она движется. Чтобы привлечь капитал, необходима определенность, и новое, действительно реформаторское правительство. Когда к неблагоприятной бизнес-среде добавляется информация о том, что президент и премьер коррумпированы и правительство полностью лишилось доверия, любой инвестор задумается, стоит ли вкладывать средства в эту страну: как минимум непросто будет убедить акционеров, предоставляющих средства на развитие бизнеса, согласовать проекты сотрудничества с Украиной.