РФ навязывает Украине войну на истощение. Действительно ли повышение налогов даст Украине достаточно ресурсов

"Сколько бы налогов мы не платили — больше на 10%, 20%, 50% — их все равно не хватит для нужд этой войны. Ни в этом году, ни в следующем, ни через 5 лет. Наша экономика слишком мала, а вызовы слишком велики". Мнение

теневая экономика, доходы, налоги
Фото: Getty Images | Вывести теневые обороты в бюджет Украины — вот что реально поможет обороне
Related video

Сложности перевода, или "так сказал МВФ"

Даже если мы будем собирать в бюджет 100% нашего ВВП, отдавая в казну все заработанное, мы не сможем самостоятельно покрыть потребности нашей обороны.

В 2023 году бюджетные расходы составили 4.9 трлн грн, что составляет около 75% ВВП (6.5 трлн грн). Половина этих средств пошла на оборону: зарплаты военных, одежду, питание и некоторые закупки вооружения. Тяжелая техника, снаряды, системы ПВО и прочее поступали от наших партнеров, и по данным Кильского института мировой экономики, в прошлом году это составило €46,6 млрд.

В целом это где-то 103% украинского ВВП в 2023-м году, и это еще не учитывая объемы гуманитарной помощи, которые мы также получаем.

Сколько бы налогов мы не платили — больше на 10%, 20%, 50% — их все равно не хватит для нужд этой войны. Ни в этом году, ни в следующем, ни через 5 лет. Наша экономика слишком мала, а вызовы слишком велики.

Цена вопроса для стран свободного мира — всего 0.15% их совокупного ВВП. Вдумайтесь! Для демократических стран, которые нас поддерживают финансами и оружием, $42.5 млрд финансовой помощи (в основном в кредит) и €46.6 млрд военных поставок — это всего лишь 0.15% их ВВП. Для понимания масштаба: при зарплате 100 тыс. грн это как донат в 150 грн. Это совсем немного!

В чем же проблема? Почему нас заставляют брать на себя больше расходов и постоянно напоминают о трудностях с выделением таких больших средств на наши нужды? Среди ключевых причин: наши партнеры видят неэффективность в расходах и сборе налогов. Они — демократические страны, поэтому наша неэффективность становится предметом их внутриполитических споров. Лидер, который выделяет деньги стране с такими проблемами, автоматически подвергается критике и теряет рейтинг. И все же, обратите внимание, наши партнеры, хоть и с трудом, продолжают нас поддерживать.

Важно
Если кризис — долой государство из экономики! Три шага на помощь украинскому бизнесу
Если кризис — долой государство из экономики! Три шага на помощь украинскому бизнесу

Что я имею в виду, когда говорю о неэффективности расходов, понятно. А вот насчет налогов — дело не в их размере, а в способе сбора. У нас есть две части экономики. Одна честно платит налоги (по данным Бизнес-омбудсмена, 99% делают это добровольно), а другая — фактически "незаметна" для уполномоченных органов и живет вне закона. Наши партнеры, когда говорят о проблемах со сбором налогов, имеют в виду именно эту теневую часть экономики. Они видят в ней основной ресурс для наполнения бюджета и способ уменьшения внутреннего давления от политических оппонентов.

Вот где возникают "сложности перевода".

  • Наши партнеры (П): Улучшите сбор налогов, у вас есть внутренний ресурс. Наши лидеры получают негатив через медиа, и нам труднее выделять для вас деньги.
  • Наши фискалы (Ф): Нет проблем, повысим налоги.
  • (П): Более высокие налоги — ваше право. Но вот какие схемы работают у вас под носом. Нужно перезагрузить БЭБ, налоговую, таможню, автоматизировать обмен таможенными данными, убрать коррупционное налоговое администрирование, и все будет лучше.
  • (Ф): Это сложно и долго. Вот мы видим часть экономики. У нас есть широкий инструментарий взять их за ж*пу, и здесь мы полностью уверены, что мы взыщем сколько хотим. Хотите больше вклада в оборону — будет больше вклада в оборону.
  • (П): Но проблема, из-за которой нас критикуют наши оппоненты, останется. (Мысленно: сделали бы это год или два назад, уже бы работало).
  • (Ф): Запишем это все в очередную матрицу реформ, честно обязуемся все сделать, а ваши оппоненты увидят, что мы преданы реформам и Евроинтеграции.

Минфин выходит с коммуникациями, что МВФ требует повышения налогов, а МВФ честно моргает глазами, потому что политика "корпорации" не позволяет как-то оппонировать.

Что в сухом остатке? РФ навязывает нам войну на истощение и агрессивно разогревает внимание к нашим внутренним проблемам, в том числе, в западных СМИ. Стратегически они ставят перед собой задачу истощить нас внутренне и, одновременно, максимально уменьшить приток ресурсов извне, чтобы где-то стало совсем слабо и прорвало наши балансы. В этой рамке мы должны себя спросить, чего именно мы достигнем повышением налогов? Мы соберем достаточно ресурсов? Нет, см. выше о расходах на 103% ВВП. Мы продемонстрируем свою эффективность и уменьшим критику в наш адрес? Нет, потому что после слов о повышении налогов будет стоять "но" и далее детальное описание что в плоскости эффективности расходов и рабочих контрабандных схем все остается, как было. Мы покажем нашим партнерам, что мы стараемся? То, что для них копейки, мы будем собирать сверхусилиями. И они не этого от нас требуют. Они хотят, чтобы мы наконец смогли "увидеть" ту часть экономики, которая вообще ничего не платит. Не истощали ту часть, которая уже тянет на себе расходы на оборону.

У нас забег на длинную дистанцию. В таких условиях нужно беречь двигатель нашей экономики, который еще создает добавленную стоимость. А еще лучше — наращивать мощности этого двигателя. Вместо этого мы принимаем навязанную игру и делаем то, к чему стремится РФ, — истощаем собственные ресурсы.

Аффилированные с Минфином эксперты и лидеры мнений говорят, что так сложились обстоятельства и теперь уже нет вариантов. "Обстоятельства сложились" в феврале 2022-го года, более двух лет назад. Далее это уже была новая реальность и последовательность решений, которые должны были учитывать эту реальность. Выше я привел цифры, которые четко показывают: повышение налогов — это вовсе не главный путь решения наших проблем. К необходимости повышать налоги привели решения, у которых есть имена и фамилии. И если для налогоплательщиков неизбежно повышение налогов, то для этих имен и фамилий должны быть неизбежны кадровые решения. Потому что как-то несправедливо получается, что протупили они, а платить будем мы. Это не марсиане придумали в такое трудное время рулить налоговым и таможенным администрированием в режиме "как всегда" из расчета "авось пропетляем". Это же не ФСБ писало письма нашим западным партнерам с просьбой отложить автоматический обмен таможенной информацией. Это не какие-то миньоны придумывали Национальную стратегию доходов, которая по сути говорит, что у нас все настолько офигенно, что надо двигаться так и в дальнейшем как минимум до 2030-го года. У этих действий или бездействия есть имена, фамилии и должности. И этим именам, фамилиям и должностям должна быть дана надлежащая оценка. Некомпетентность должна получить свое "вознаграждение". Иначе одним повышением налогов мы не ограничимся.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно
Плата за комфорт: почему необходимо повышать налоги и тарифы
Плата за комфорт: почему необходимо повышать налоги и тарифы