На грани фантастики. Зачем Порошенко ездил к Трампу
Штатам нужна "гибкость" в отношении России. Во что эта "гибкость" может обойтись Украине, предположить несложно. Как минимум — обмен Донбасса на Крым
Началось все как театр абсурда. С неожиданного — если не сказать скоропостижного — анонса визита. И злой шутки о том, что у Трампа, видать, совсем плохая ситуация, если он встречается даже с Порошенко. Далее пошли экспромты. Порошенко назвал программу визита "фантастической" — что бы это ни означало. Трамп заявил о своей "вовлеченности" в дела Украины — что бы это ни означало. Порошенко сказал, что Украина станет "историей успеха". Американская пресса написала о том, как холодно Белый дом встретил украинского лидера. Даже аналитикам из числа приближенных сложно угадать, что это был за визит и зачем.
Да, у Трампа на самом деле проблемы. Ему вполне серьезно угрожают импичментом, в том числе за весьма пикантные связи с Россией. И прием Порошенко в Овальном кабинете — до неизбежной встречи с Путиным на саммите G7 — ему нужен был для демонстрации своей независимости от Кремля. Наверное, именно с этим была связана спешка, с которой визит готовился. Можно сказать, что свою задачу Трамп решил. Но вот решил ли свои задачи Порошенко? И ставил ли он их вообще?
"Только при наличии надежного тыла у себя дома можно ехать на переговоры с открытым забралом и настаивать на своих мирных планах. Если они есть, конечно"
Объективно первой и главной задачей мог стать пересмотр минских договоренностей и нормандского формата — ни то, ни другое уже не работает, причем давно. Более того, накануне визита глава Госдепа Рекс Тиллерсон намекнул, что с Минском все не так безоблачно и надо искать новую схему. В Украине под это даже анонсировали законопроект о новой политике в Донбассе. Правда, слишком уж загадочный — ни текста, ни регистрации в Раде, только концепция из уст Парубия. Конечно, новый мирный план жизненно нужен. Минский процесс явно зашел в тупик, поскольку Россия формально не является его участником и делает вид, что не обязана выполнять договоренности. Дональд Трамп, со своей стороны, сосредоточен на внутренних проблемах. Он новичок в международной политике, и главное для него — чтобы все по возможности успокоились. Поэтому объективно он хочет скорейшего разрешения ситуации любой ценой. Тиллерсон не зря постоянно намекает на то, что Штатам нужна "гибкость" в отношении России. Во что эта "гибкость" может обойтись Украине, предположить несложно. Как минимум — обмен Донбасса на Крым, особый статус Донбасса и влияние прокремлевских элементов на общенациональную политику. Это хотелки Путина. И единственное, что можно им противопоставить, — новый мирный план, созданный в Украине и учитывающий интересы Украины.
Был ли этот план представлен в Овальном кабинете? Был ли он отвергнут? И существует ли он вообще? Мы об этом не знаем и вряд ли скоро узнаем, поскольку наша власть предпочитает избегать откровенного и содержательного диалога с обществом по жизненно важным вопросам. Для такого диалога нужна полная открытость. Нужно реальное доверие и поддержка общества. Только при наличии надежного тыла у себя дома можно ехать на переговоры с открытым забралом и настаивать на своих мирных планах. Если они есть, конечно. И вот тогда у нас вместо "фантастических" визитов будут реальные договоренности.